Даниил Сысоев/Огласительные беседы/ Библиотека Golden-Ship.ru

Ну, как вы думаете, вот Христос носился бы с самоуважением? — Да нет. — Ну вот, как вы думаете, Он был несчастный Человек? Может быть, Он был не прав? — Если Он жизнь отдал за всех, то по идее Он несчастный человек. — Он победил, победил смерть, Он — Победитель. Понимаете? Вот в этом и ответ, вся суть христианства сводится к Христу, к личности Христа.

Именно поэтому такие парадоксальные заповеди дает Евангелие. Вы сейчас читаете Евангелие? Согласитесь, там совершенно парадоксальные заповеди, например: тому, кто тебя оскорбил, подставьте ему другую щеку. Скандальная заповедь, безусловно, она была скандальной всегда. Я думаю, что римский легионер не чаще подставлял щеку ближнему, ударившему его, чем мы с вами.

И заповедь не зависит совершенно от времени. Господь на что ориентируется? Не на время. И очень важно, что нравственность никак от времени не зависит. Она ориентируется на волю Бога. Всегда нужно ориентироваться только на нее. А эта воля выражена в чем? В слове Божием, по которому мы должны поступать. Во всех случаях, когда у человека возникает конфликт между его желанием и словом Божиим, чему он должен следовать? Воле Бога, слову Божию.

И, кстати говоря, практика показывает, что такой человек никогда не проигрывал. Многие люди думали, что, если я поступлю так, меня не так поймут, обо мне не так подумают. Но человека, который реально поступал по воле Божией, Бог всегда выводил и поднимал. А человек, который поступал по своей воле, обязательно всегда падал. И вот, краткое выражение воли Божией — это есть заповеди. Я их уже перечислил кратко.

Итак, первая заповедь такая: «Я Господь, Бог твой, ...да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх.20,2-3). То есть нельзя кланяться иным богам, кроме Господа, нужно Богу поклоняться, Ему служить, Одному служить. Кстати, поэтому христиане, например, не служат Родине. Они уважают Родину, помогают ей, но ей не служат. — Христиане не служат Родине?!

— Нет, в армию ходят, присягу приносят. — Но ведь это и значит служить Родине. — Я вам объясняю, в чем разница. Служить Родине — это как раз ставить Родину на первое место. Христианин никогда Родину на первое место не поставит. Когда возникнет конфликт между волей Родины и волей Бога, чему последует человек? Богу. Вот простой пример. Солдаты расстреливали мирных жителей. Что должен делать христианин-солдат? Должен отказаться. Хотя ему может за это и трибунал быть. Но это его право и обязанность.

— А если, например, врагов Церкви расстреливать? — Опять-таки, если он на поле боя, он может убивать, сражаться, потому что он защищает своих. Но это в том случае, если война справедливая, конечно, в той же Чечне, например, когда человек защищает близких своих, родных своих от терактов. Я не говорю про какие-то войны, которые неправедные.

— А кто определяет, война идет праведная или неправедная? Как это определить? — Определить очень просто. Во-первых, завоевательные войны редко бывают справедливыми. Бывают, но редко. — В Чечне тогда, можно сказать, завоевательная война. — Завоевательные войны справедливыми бывают, но редко. Почему? Потому что нужно освободить было сто тысяч пленников наших. — А война в Афганистане? — А это была несправедливая война, безусловно. — А в тот момент многие верили, что это справедливая война. — Но опять-таки, Афганистан — это не наша страна, и афганцы, простите, наших не воровали, а мы просто так туда пришли. — А в тот момент, допустим, если он не знает, справедливая ли это война? — Честно сказать, в Афганистане, была неправедная война. — Христиане не должны были принимать в ней участие, правильно? — Да, правильно. Когда шла война в Афганистане, христиане не считали СССР своей Родиной. Для нас СССР была вражеская страна, это факт. Это чистый факт, потому что СССР ненавидел Церковь и гнал ее всеми силами. Да, мы в армии служили, естественно, исполняли долг по отношению к власти, но стремились прежде Богу служить, каждый исполнял определенные нормы, минимальные, чтоб люди не сожрали друг друга. Но не больше. Любви у христиан к СССР никогда не было. — Правительство вроде деньги выделяло на церковь... — Ой! Знаете, как было в советское время, я это помню. Там с церкви драли по восемь — по десять тысяч рублей в месяц, представляете, что это за деньги! На фонд мира так называемый, в который советское правительство вносило средства для компартий, социалистических организаций по всему миру. Церковь грабили всеми возможными способами. Но ведь не это самое страшное. До восемьдесят шестого года сажали священников в тюрьму, священники сидели в лагерях. Десятками сидели причем. У нас на квартире обыски были, потому что преследовали распространявших религиозную литературу. С точки зрения Церкви коммунизм, конечно, ересь, в прямом смысле этого слова, то есть это неверное учение о Боге, мире и человеке. О Боге — понятно, почему? Потому что не верил в Бога, отрицал Бога. О мире тоже понятно, почему? Хотел построить Царство Божие без Бога на земле, то есть какой-то рай построить на земле без Бога. — А какое государственное устройство тогда оправдывается? — Церковь — это царство, которое не от мира сего. Она, например, считает, что демократия лучше, чем коммунизм, а монархия лучше, чем демократия. Есть разные уровни, но монархия тоже не идеальная форма правления, конечно же. — А что тогда идеальная форма правления? — Идеальной формой правления будет Царство Небесное. — Но все равно монархия получается. — Да, но это монархия Бога, а не человека. Но опять-таки, Церковь поддерживает любое государство в той мере, в какой государство исполняет прямую заповедь Божию, то есть какую? Если оно обуздывает зло.