Даниил Сысоев/Огласительные беседы/ Библиотека Golden-Ship.ru

То есть, в той мере, в какой государство за убийства, например, сажало в тюрьмы, в такой мере Церковь его поддерживала, естественно. В какой мере государство защищало своих граждан, например, во время Великой Отечественной войны, в той мере Церковь его поддерживала. Но Церковь никогда не поддерживает никакое зло. — А как Церковь относится к смертной казни? — Вообще-то это была воля Божия.

После всемирного Потопа было сказано: кто пролил кровь человека, его кровь да будет пролита рукой человека, говорит Бог, потому что человек создан по образу Божию. То есть, человек тем самым совершил акт иконоборчества, его кровь должна быть пролита. — В таком случае Церковь положительно относится к смертной казни? — Опять-таки, не мы ее устанавливали, не нам к ней как-то относиться.

Норма библейская существует — предумышленный убийца должен быть наказан только через смертную казнь. Предумышленный убийца, конечно же. — Но это значит, что тот, кто совершает убийство, палач, например, он на себя тоже грех берет. — Нет. Дело в том, что человек, который это совершает, он исполняет просто прямое повеление Бога. Он совершает правосудие Божие.

Он представитель Бога, то есть судья, который выносит смертный приговор, в Библии он даже называется богом с маленькой буквы. Но, опять-таки, если он выносит его справедливо. Судья же, который судит несправедливо или вопреки закону Божию, является крайним преступником, и Бог обещает покарать его страшно. И такие примеры бывают. Поэтому, кстати говоря, общественная жизнь небезразлична Богу.

Если депутат издает закон, противоречащий воле Бога, — например, Черномырдин, который в законе об аборте увеличил срок, до которого можно делать аборт, с двенадцати до двадцати недель, — он, конечно же, преступник страшный перед глазами Бога. — А нет разве ситуации, когда аборт можно оправдать каким-либо образом? — Когда можно оправдать убийство невинного беззащитного человека?

— Ну, сейчас я не могу привести пример. — Церковь разрешает терпимо относиться только к случаям, когда внематочная беременность, именно потому, что нет шансов выжить ни ребенку, ни матери. — А тяжелые пороки? — Значит, убивать надо человека? Вот очень интересная логика, меня всегда поражает: если человек с тяжелым пороком, то его надо убить.

А давайте лучше взрослых с тяжелыми пороками убивать. Человек остался инвалидом после автомобильной катастрофы и уже не выздоровеет — давайте его убьем. Ну, логично. В принципе, так . — А клонирование? Как Церковь к клонированию относится? — Плохо относится к клонированию, безусловно, отрицательно. Теперь поговорим о заповедях. Против первой заповеди грешат те, кто не кланяется Богу, кто почитает иных богов, кроме Господа, то есть лжебогов — перуна, будду или кого-то еще, те, кто является атеистом, еретиком, то есть теми, кто искажает слово Божие, а также те, кто раскалывал Церковь, то есть Тело Христово, ради каких-то своих амбиций. Понимаете, в чем тут дело?

Человек поднимает мятеж против Самого Бога. И обычно эти люди плохо кончают. Против этой заповеди также грешат те люди, которые кланяются вместо Бога самому себе. Кто эти люди? Гордецы. Гордость — грех против первой заповеди. — Человек может и Богу молиться, и себя уважать. — Нельзя служить двум господам. Об этом Господь прямо сказал, да и практика показывает. Или будешь об одном заботиться, о другом будешь нерадеть, или об одном забудешь, а другому будешь служить. Нельзя. Против этой заповеди грешат тщеславные люди, хвастуны, которые живут ради ложной славы. Хорошо искать славы? Хорошо. Но что это за слава, которая надулась и лопнула? Обидно, неприятно, досадно. Слава должна быть какая? Которая никогда не заканчивается. Это какая слава? Вечная. А кто может дать вечную славу? Только вечный Бог. Поэтому Бог сказал: «Я прославлю прославляющих Меня, а бесславящие Меня будут посрамлены» (1Цар.2, 30). Поэтому, например, святые — это люди, которые снискали настоящей славы, они были истинно славные. А люди, которые ищут славы на земле, глупы, потому что слава их тщетна, и эти люди, конечно же, совершают грех. Против этой заповеди грешат человекоугодники, то есть те люди, которые поступают против воли Божией, против совести, для того, чтобы угодить людям. Поэтому у христиан есть такой принцип: если какой-то человек хочет от нас потребовать нарушения воли Божией, мы должны слушать Бога, а не человека. Касается ли это государства, касается ли это семьи, касается ли это родителей, касается ли это детей, мужа — неважно. Понимаете, для нас воля Бога всегда на первом месте. Все остальное — на втором. — А почитать родителей? — Почитание родителей продолжается ровно до той границы, пока родитель не требует нарушения воли Бога. Воля Бога всегда стоит на первом месте, потому что Бог выше всех. Родители нас от смерти не спасут, воскресения не дадут. И жизнь не они нам давали, а Бог через них. Поэтому мы, собственно, и почитаем родителей как орудия, через которые Бог нам дал жизнь. Следующая заповедь гласит: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх.20,4-6). Эта заповедь запрещает кланяться идолам, поэтому нельзя носить никаких амулетов, в доме нельзя иметь истуканов, например, Аполлона, каких-либо языческих богов, тем более совершать перед ними какие-то жертвы. Идолов нельзя держать дома. Практика показывает, что те, кто держат идолов, у них случаются ужасы, начинаются страхи, в квартире плохо становится.