НИ-КА | «Плоть и дух»
: Причины, почему мы должны любить ближнего XXII. ЛЮБОВЬ К ВРАГАМ Святой Златоуст об этом Рассуждение о любви к врагам Причины, почему должно врагов любить Каким образом любить ближнего Рассуждение о любви вообще Рассуждение о самолюбии Плоды самолюбия XXIII.
МИЛОСТЬ Святой Златоуст об этом Рассуждение о милости Что такое милость, и как ее должно делать? Причины, возбуждающие к милости XXIV. ПРИМИРЕНИЕ С БЛИЖНИМ Святой Златоуст об этом Рассуждение о примирении с ближним В примирении необходимо: Причины, почему должны мы примиряться с ближним и просить у него прощения XXV.
ОТПУЩЕНИЕ СОГРЕШЕНИЙ БЛИЖНЕМУ Святой Златоуст об этом Рассуждение об отпущении согрешений ближнему. Причины, по которым мы должны отпускать согрешения ближнему XXVI. УЗКИЙ И ПРОСТРАННЫЙ ПУТЬ Святой Златоуст об этом Рассуждение об узком и пространном пути Некоторые причины, почему благочестивые в мире сем скорби терпят ХХVII.
ПРЕЗРЕНИЕ МИРА Святой Златоуст об этом Рассуждение о презрении мира Причины, побуждающие к презрению мира ХХVIII. ИСКУШЕНИЕ Святой Златоуст об этом Рассуждение об искушении XXIX. ОТЕЧЕСКОЕ БОЖИЕ НАКАЗАНИЕ Святой Златоуст об этом ХХХ.
ТЕРПЕНИЕ Святой Златоуст об этом Рассуждение о терпении Причины, к терпению побуждающие, или утешение в терпении ХXXI. ПАСТЫРЯМ И НАСТАВНИКАМ ПОВИНОВЕНИЕ Святой Златоуст об этом Рассуждение о повиновении пастырям и наставникам XXXII.
СЛОВО БОЖИЕ Святой Златоуст об этом Рассуждение о слове Божием Способ к полезному слушанию слова Божия XXXIII. ВСЕГДА К ИСХОДУ ИЛИ К СМЕРТИ БЫТЬ ГОТОВЫМ Святой Златоуст об этом Рассуждение о приготовлении к смерти Пособие в приготовлении к смерти XXXIV.
МОЛИТВА Святой Златоуст об этом РАССУЖДЕНИЕ О МОЛИТВЕ Причины, побуждающие к молитве ПРЕДИСЛОВИЕ В этой книге, во-первых, предлагается Святое Писание, затем учение святого Иоанна Златоуста. И наконец, прилагается рассуждение для простого народа.
Рассуждение не под всякой статьей полагается потому, что под другими статьями сходный материал имеется, и поэтому читатель отсылается к рассуждениям на другие темы. Здесь не обсуждаются пороки для всех гнусные, как-то: убийство, разбой, грабеж, насилие, прелюбодеяние, блуд и прочие им подобные потому, что все их за великие пороки признают; а только рассматриваются некоторые пороки, которые люди, особенно нынешнего века, или за малые или почти и вовсе запороки не признают, но которые не меньше, чем вышеперечисленные, спасению препятствуют, да и других тяжких бед виною бывают, как-то: злоба, зависть, лихоимство, сребролюбие, злословие, как видеть можно ниже. Полагается здесь, в чем состоит христианская обязанность, общая и взаимная, которая требует от нас веры, надежды и любви; также полагаются плоды любви, то есть: милость, примирение с ближним, прощение согрешений ближнему, презрение мира, терпение и прочее. В некоторых местах изображается только сущность учения св. Златоуста, а не точные слова святого учителя полагаются. Рассуждение полагается просто и кратко: просто — для лучшего понимания простым народом; кратко чтобы не скучно было читателю чаще прочитывать. Если кому покажется в каком-либо рассуждении нечто грубое, тому охотно объявляю, что здесь ищется польза, а не услаждение; спасение, а не человекоугодие. Если же кто, имеющий просвещенный разум, сверх ожидания найдет что-то достойное исправления, то эту ошибку скудоумию моему, а не воле моей приписать прошу. Спасайся о Христе, любезный брат. I. ПЛОТЬ И ДУХ «Живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим 8:5—8). «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим 8:9). «Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим 8:12—13). «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим 8:14). «Попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим 13:14). «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал 5:16—17). «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал 5:22—23). «Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал 6:8). Рассуждение о плоти и духе В человеке, христианскую веру воспринявшем, два закона обретаются: закон плоти и закон духа, или закон телесный и закон ума, как изобразил святой апостол Павел, говоря: «В членах моих (телесных)