НИ-КА | «Плоть и дух»

:    Причины, почему мы должны любить ближнего XXII. ЛЮБОВЬ К ВРАГАМ    Святой Златоуст об этом    Рассуждение о любви к врагам    Причины, почему должно врагов любить    Каким образом любить ближнего    Рассуждение о любви вообще    Рассуждение о самолюбии    Плоды самолюбия XXIII.

МИЛОСТЬ    Святой Златоуст об этом    Рассуждение о милости    Что такое милость, и как ее должно делать?    Причины, возбуждающие к милости XXIV. ПРИМИРЕНИЕ С БЛИЖНИМ    Святой Златоуст об этом    Рассуждение о примирении с ближним    В примирении необходимо:    Причины, почему должны мы примиряться с ближним и просить у него прощения XXV.

ОТПУЩЕНИЕ СОГРЕШЕНИЙ БЛИЖНЕМУ    Святой Златоуст об этом    Рассуждение об отпущении согрешений ближнему. Причины, по которым мы должны отпускать согрешения ближнему XXVI. УЗКИЙ И ПРОСТРАННЫЙ ПУТЬ    Святой Златоуст об этом    Рассуждение об узком и пространном пути    Некоторые причины, почему благочестивые в мире сем скорби терпят ХХVII.

ПРЕЗРЕНИЕ МИРА    Святой Златоуст об этом    Рассуждение о презрении мира    Причины, побуждающие к презрению мира ХХVIII. ИСКУШЕНИЕ    Святой Златоуст об этом    Рассуждение об искушении XXIX. ОТЕЧЕСКОЕ БОЖИЕ НАКАЗАНИЕ    Святой Златоуст об этом ХХХ.

ТЕРПЕНИЕ    Святой Златоуст об этом    Рассуждение о терпении    Причины, к терпению побуждающие, или утешение в терпении ХXXI. ПАСТЫРЯМ И НАСТАВНИКАМ ПОВИНОВЕНИЕ    Святой Златоуст об этом    Рассуждение о повиновении пастырям и наставникам XXXII.

СЛОВО БОЖИЕ    Святой Златоуст об этом    Рассуждение о слове Божием    Способ к полезному слушанию слова Божия XXXIII. ВСЕГДА К ИСХОДУ ИЛИ К СМЕРТИ БЫТЬ ГОТОВЫМ    Святой Златоуст об этом    Рассуждение о приготовлении к смерти    Пособие в приготовлении к смерти XXXIV.

МОЛИТВА    Святой Златоуст об этом    РАССУЖДЕНИЕ О МОЛИТВЕ    Причины, побуждающие к молитве         ПРЕДИСЛОВИЕ В этой книге, во-первых, предлагается Святое Писание, затем учение святого Иоанна Златоуста. И наконец, прилагается рассуждение для простого народа.

Рассуждение не под всякой статьей полагается потому, что под другими статьями сходный материал имеется, и поэтому читатель отсылается к рассуждениям на другие темы. Здесь не обсуждаются пороки для всех гнусные, как-то: убийство, разбой, грабеж, насилие, прелюбодеяние, блуд и прочие им подобные потому, что все их за великие пороки признают; а только рассматриваются некоторые пороки, которые люди, особенно нынешнего века, или за малые или почти и вовсе запороки не признают, но которые не меньше, чем вышеперечисленные, спасению препятствуют, да и других тяжких бед виною бывают, как-то: злоба, зависть, лихоимство, сребролюбие, злословие, как видеть можно ниже.

Полагается здесь, в чем состоит христианская обязанность, общая и взаимная, которая требует от нас веры, надежды и любви; также полагаются плоды любви, то есть: милость, примирение с ближним, прощение согрешений ближнему, презрение мира, терпение и прочее. В некоторых местах изображается только сущность учения св. Златоуста, а не точные слова святого учителя полагаются.

Рассуждение полагается просто и кратко: просто — для лучшего понимания простым народом; кратко чтобы не скучно было читателю чаще прочитывать. Если кому покажется в каком-либо рассуждении нечто грубое, тому охотно объявляю, что здесь ищется польза, а не услаждение; спасение, а не человекоугодие. Если же кто, имеющий просвещенный разум, сверх ожидания найдет что-то достойное исправления, то эту ошибку скудоумию моему, а не воле моей приписать прошу.

Спасайся о Христе, любезный брат.         I. ПЛОТЬ И ДУХ «Живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.

Посему живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим 8:5—8). «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим 8:9). «Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим 8:12—13). «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим 8:14).

«Попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим 13:14). «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал 5:16—17). «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал 5:22—23).

«Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал 6:8).         Рассуждение о плоти и духе В человеке, христианскую веру воспринявшем, два закона обретаются: закон плоти и закон духа, или закон телесный и закон ума, как изобразил святой апостол Павел, говоря: «В членах моих (телесных)