Orthodox Book in Golden-ship.ru

Молится эта дева со многими слезами и ры­данием Господу Богу, ибо имела уже семь же­нихов, и все умерщвлены демоном. «Ты зна­ешь, Господи, — говорит она, — что я никог­да не пожелала мужа и удержала душу мою чистою от всякого похотения; соглашалась же на брак не с похотью, но со страхом зако­на Твоего; посему или отреши меня от стыда сего, или возьми меня с земли сей» (см. Тов. 3, 12—15).

Но не отчаивайся в милости Божи­ей, прекрасная телом и душой святая дева, дочь святого рода! Уже близко время, когда ты сопряжешься с подобным тебе прекрас­ным и целомудренным женихом, молодым Товией, и наследуешь благословение Божие в чадородии! Так молитва обоих этих лиц, — старого Товии в Ниневии, в городе ассирийском, и девы Сарры в Рагах, в городе мидийском, — молив­шихся Богу в одно время на далеком расстоя­нии друг от друга, — была услышана пред Престолом Божиим, как сказано и в Писа­нии: «И в это время услышана была молитва обоих пред славою Вышнего Бога» (Тов. 3, 16).

Послушаем, не просто говорит Писание: «Услышал Бог молитвы обоих», но: «услышана была молитва обоих пред славою Вышнего Бога». Славу Вышнего Бога, непостижимую для на­шего малого ума, мы можем отчасти постиг­нуть, рассуждая по-человечески, из предстояния всех небесных чинов, подобно тому, как и о земных царях говорят, что они сидят во сла­ве, не тогда, когда находятся наедине во внут­ренних палатах, но тогда, когда они сидят на престоле царском, окруженные князьями, бо­ярами и прочими людьми различных чинов, начальниками, оружейниками и множеством воинов.

Только тогда говорят, что царь сидит во славе. Слава же Вышнего Бога на небе — это предстояние Ему тысячами тысяч и тьмами тем всех небесных чинов — Херувимов, Сера­фимов шестикрылых, многоочитых. Писание же не говорит: «Услышал Бог молитвы», — потому что несомненно, что Сам Бог слышит молитву каждого, не только произносимую устами или производимую гортанью, но и творимую сердцем, в молчании, одним толь­ко помыслом, слышит без донесения Ему, без возвещения, как «испытывающий сердца и ут­робы» (Пс. 7, 10).

Слава же Его небесная, то есть предстоящие Ему небесные чины, не та­кие всевидцы и всеслышцы, как Сам Бог, и потому им необходимы (так сказать) доношения, доклады и возвещения. И когда услыша­ны были молитвы Товии и Сарры «пред славою Вышнего Бога», то есть предстоящими Престо­лу Божию небесными чинами, то услышаны были не иначе, как потому, что были донесе­ны, доложены, возвещены. Кто же донес их?

Послушаем, что говорит Ангел Рафаил старому Товии: «Когда ты мо­лился со слезами, я принес молитву твою ко Гос­поду Богу, и приятна она была пред Ним» (Тов. 12, 12). Молится Товия, молится на далеком расстоянии от него Сарра, молятся оба в одно время, и Ангел возносит молитвы обоих на небо и являет их по воле Божией в услышание пред Престолом Божиим, пред всей славой Его, всем предстоящим Богу, чтобы не только Сам Он, но и вся его небесная слава, все пред­стоящие Ему слышали и знали молитвы угод­ников Его.

Итак, в этой истории можно видеть, во-первых, то благодеяние, творимое нам святы­ми Ангелами, Хранителями нашими, что они приносят молитвы наши, творимые с сокру­шением сердечным, пред славой Вышнего Бога, к Божественному Престолу Его, о чем свидетельствует и святой Иоанн в Апокалип­сисе, говоря: «И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золо­той жертвенник, который перед Престолом.

И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» (Откр. 8, 3—4). Из этого можно видеть, что святые Ангелы возносят наши молитвы к Богу и делают их известны­ми всем прочим предстоящим Богу небесным чинам. Идет молодой Товия, посланный старым, в мидийский город Раги, сопровождает его Ангел в образе человека-наемника. Благосло­вил отец сына своего в путь, сказав: «Идите во благо, и да будет Господь с вами и Ангел Его да проведет вас». Обещает и Ангел неложно: «Я здорового веду и здорового приведу к тебе сына твоего» (см. Тов. гл. 5). Мы же отсюда можем видеть, что святые Ангелы, Хранители наши, пребывают с нами неотступно в путях наших, невидимо сопутст­вуют нам, охраняя нас во всех путях наших по велению Человеколюбца Бога, в чем проявля­ется превеликая и неизреченная любовь и ми­лость Его к нам, недостойным рабам Его, как из многих иных неизреченных благодеяний, постоянно являемых нам, так и из того, что Он заповедал Ангелам Своим хранить нас во всех путях наших. Знать, любит нас Господь наш, если имеет о нас такое попечение, что ограждает нас святыми Своими Ангелами, «да ополчением их соблюдаемые и наставляе­мые достигнем» спасения (см. молитву на Часах). Достойные блюстители приставляются к достойным вещам. Знать, и мы достойны в очах Творца нашего, если Он приставил к нам таковых достойных блюстителей, бесплотных и бессмертных духов, жителей небесного гра­да, предстоящих Престолу Божию. К малым детям обычно приставляются пе­стуны-хранители, чтобы носить их на руках. Мы малы в очах Владыки нашего, «умалены пред Ангелами» (Пс. 8, 6), однако мы возлюбленные дети Его: «Дал» нам «власть быть чадами Божиими» (Ин. 1, 12); «Я «буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями», — говорит Господь Вседержитель» (2 Кор. 6, 18). И как к малым де­тям, Он приставил к нам пестунов и храните­лей — святых Ангелов, чтобы носить нас на руках: «На руки возьмут тебя, чтобы не претк­нулся ты ногою своею о камень» (Пс.90,12). Ангелы хранят нас в путях наших, если только мы «идем во благо», как сказал сыну Товия, если не идем к какому-либо злу, если не идем на воровство или прогневание Бога, если идем для доброго дела, с добрым намере­нием. Первую ночь провели путники на реке Ти­гре. Спит Товия, утомленный путешествием. Что же делает наемный спутник его, Ангел в образе человека? Спит ли также? Но как мо­жет уснуть бесплотное и недремлющее око? «Не воздремлет, не уснет Хранитель Израиля» (Пс. 120, 4). Не вздремнул и не уснул Ангел, охранявший Товию, но стоял около спящего. И что тут удивительного? Ибо Сам Господь заповедал Ангелам хранить рабов Его. Подоб­ное тому находим мы и в житиях святых. Некий брат пришел к преподобному Паисию, желая видеть его, и нашел его спящим. И он видел святого Ангела-Хранителя, пре­красного по виду, стоящим у головы преподоб­ного, и удивленный сказал: поистине хранит Бог любящих Его. И не дерзнув подойти к спящему отцу в присутствии Ангела, ушел, благодаря Бога (Память 19 июня).