Orthodox Book in Golden-ship.ru St. Demetrius of Rostov   Teachings and Homilies (2) Table of Contents 25. First Homily for the Council of the Archangel Michael, in the month of November, on the 8th day ("To His angels He commandeth for thee, to keep thee in all thy ways" (Psalm 90:11)) 1:26. Second Homily on the Battle of the Holy Archangel Michael, Commander of the Heavenly Hosts, and His Angels with the Seven-Headed Serpent (

Молится эта дева со многими слезами и ры­данием Господу Богу, ибо имела уже семь же­нихов, и все умерщвлены демоном. «Ты зна­ешь, Господи, — говорит она, — что я никог­да не пожелала мужа и удержала душу мою чистою от всякого похотения; соглашалась же на брак не с похотью, но со страхом зако­на Твоего; посему или отреши меня от стыда сего, или возьми меня с земли сей» (см. Тов. 3, 12—15).

Но не отчаивайся в милости Божи­ей, прекрасная телом и душой святая дева, дочь святого рода! Уже близко время, когда ты сопряжешься с подобным тебе прекрас­ным и целомудренным женихом, молодым Товией, и наследуешь благословение Божие в чадородии! Так молитва обоих этих лиц, — старого Товии в Ниневии, в городе ассирийском, и девы Сарры в Рагах, в городе мидийском, — молив­шихся Богу в одно время на далеком расстоя­нии друг от друга, — была услышана пред Престолом Божиим, как сказано и в Писа­нии: «И в это время услышана была молитва обоих пред славою Вышнего Бога» (Тов. 3, 16).

Послушаем, не просто говорит Писание: «Услышал Бог молитвы обоих», но: «услышана была молитва обоих пред славою Вышнего Бога». Славу Вышнего Бога, непостижимую для на­шего малого ума, мы можем отчасти постиг­нуть, рассуждая по-человечески, из предстояния всех небесных чинов, подобно тому, как и о земных царях говорят, что они сидят во сла­ве, не тогда, когда находятся наедине во внут­ренних палатах, но тогда, когда они сидят на престоле царском, окруженные князьями, бо­ярами и прочими людьми различных чинов, начальниками, оружейниками и множеством воинов.

Только тогда говорят, что царь сидит во славе. Слава же Вышнего Бога на небе — это предстояние Ему тысячами тысяч и тьмами тем всех небесных чинов — Херувимов, Сера­фимов шестикрылых, многоочитых. Писание же не говорит: «Услышал Бог молитвы», — потому что несомненно, что Сам Бог слышит молитву каждого, не только произносимую устами или производимую гортанью, но и творимую сердцем, в молчании, одним толь­ко помыслом, слышит без донесения Ему, без возвещения, как «испытывающий сердца и ут­робы» (Пс. 7, 10).

Слава же Его небесная, то есть предстоящие Ему небесные чины, не та­кие всевидцы и всеслышцы, как Сам Бог, и потому им необходимы (так сказать) доношения, доклады и возвещения. И когда услыша­ны были молитвы Товии и Сарры «пред славою Вышнего Бога», то есть предстоящими Престо­лу Божию небесными чинами, то услышаны были не иначе, как потому, что были донесе­ны, доложены, возвещены. Кто же донес их?

Послушаем, что говорит Ангел Рафаил старому Товии: «Когда ты мо­лился со слезами, я принес молитву твою ко Гос­поду Богу, и приятна она была пред Ним» (Тов. 12, 12). Молится Товия, молится на далеком расстоянии от него Сарра, молятся оба в одно время, и Ангел возносит молитвы обоих на небо и являет их по воле Божией в услышание пред Престолом Божиим, пред всей славой Его, всем предстоящим Богу, чтобы не только Сам Он, но и вся его небесная слава, все пред­стоящие Ему слышали и знали молитвы угод­ников Его.

Итак, в этой истории можно видеть, во-первых, то благодеяние, творимое нам святы­ми Ангелами, Хранителями нашими, что они приносят молитвы наши, творимые с сокру­шением сердечным, пред славой Вышнего Бога, к Божественному Престолу Его, о чем свидетельствует и святой Иоанн в Апокалип­сисе, говоря: «И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золо­той жертвенник, который перед Престолом.

И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» (Откр. 8, 3—4). Из этого можно видеть, что святые Ангелы возносят наши молитвы к Богу и делают их известны­ми всем прочим предстоящим Богу небесным чинам. Идет молодой Товия, посланный старым, в мидийский город Раги, сопровождает его Ангел в образе человека-наемника.

Благосло­вил отец сына своего в путь, сказав: «Идите во благо, и да будет Господь с вами и Ангел Его да проведет вас». Обещает и Ангел неложно: «Я здорового веду и здорового приведу к тебе сына твоего» (см. Тов. гл. 5). Мы же отсюда можем видеть, что святые Ангелы, Хранители наши, пребывают с нами неотступно в путях наших, невидимо сопутст­вуют нам, охраняя нас во всех путях наших по велению Человеколюбца Бога, в чем проявля­ется превеликая и неизреченная любовь и ми­лость Его к нам, недостойным рабам Его, как из многих иных неизреченных благодеяний, постоянно являемых нам, так и из того, что Он заповедал Ангелам Своим хранить нас во всех путях наших.

Знать, любит нас Господь наш, если имеет о нас такое попечение, что ограждает нас святыми Своими Ангелами, «да ополчением их соблюдаемые и наставляе­мые достигнем» спасения (см. молитву на Часах). Достойные блюстители приставляются к достойным вещам. Знать, и мы достойны в очах Творца нашего, если Он приставил к нам таковых достойных блюстителей, бесплотных и бессмертных духов, жителей небесного гра­да, предстоящих Престолу Божию.

К малым детям обычно приставляются пе­стуны-хранители, чтобы носить их на руках. Мы малы в очах Владыки нашего, «умалены пред Ангелами» (Пс. 8, 6), однако мы возлюбленные дети Его: «Дал» нам «власть быть чадами Божиими» (Ин. 1, 12); «Я «буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями», — говорит Господь Вседержитель» (2 Кор. 6, 18).

И как к малым де­тям, Он приставил к нам пестунов и храните­лей — святых Ангелов, чтобы носить нас на руках: «На руки возьмут тебя, чтобы не претк­нулся ты ногою своею о камень» (Пс.90,12). Ангелы хранят нас в путях наших, если только мы «идем во благо», как сказал сыну Товия, если не идем к какому-либо злу, если не идем на воровство или прогневание Бога, если идем для доброго дела, с добрым намере­нием.

Первую ночь провели путники на реке Ти­гре. Спит Товия, утомленный путешествием. Что же делает наемный спутник его, Ангел в образе человека? Спит ли также? Но как мо­жет уснуть бесплотное и недремлющее око? «Не воздремлет, не уснет Хранитель Израиля» (Пс. 120, 4). Не вздремнул и не уснул Ангел, охранявший Товию, но стоял около спящего. И что тут удивительного?

Ибо Сам Господь заповедал Ангелам хранить рабов Его. Подоб­ное тому находим мы и в житиях святых. Некий брат пришел к преподобному Паисию, желая видеть его, и нашел его спящим. И он видел святого Ангела-Хранителя, пре­красного по виду, стоящим у головы преподоб­ного, и удивленный сказал: поистине хранит Бог любящих Его. И не дерзнув подойти к спящему отцу в присутствии Ангела, ушел, благодаря Бога (Память 19 июня).