Orthodox Book in Golden-ship.ru

И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» (Откр. 8, 3—4). Из этого можно видеть, что святые Ангелы возносят наши молитвы к Богу и делают их известны­ми всем прочим предстоящим Богу небесным чинам. Идет молодой Товия, посланный старым, в мидийский город Раги, сопровождает его Ангел в образе человека-наемника.

Благосло­вил отец сына своего в путь, сказав: «Идите во благо, и да будет Господь с вами и Ангел Его да проведет вас». Обещает и Ангел неложно: «Я здорового веду и здорового приведу к тебе сына твоего» (см. Тов. гл. 5). Мы же отсюда можем видеть, что святые Ангелы, Хранители наши, пребывают с нами неотступно в путях наших, невидимо сопутст­вуют нам, охраняя нас во всех путях наших по велению Человеколюбца Бога, в чем проявля­ется превеликая и неизреченная любовь и ми­лость Его к нам, недостойным рабам Его, как из многих иных неизреченных благодеяний, постоянно являемых нам, так и из того, что Он заповедал Ангелам Своим хранить нас во всех путях наших.

Знать, любит нас Господь наш, если имеет о нас такое попечение, что ограждает нас святыми Своими Ангелами, «да ополчением их соблюдаемые и наставляе­мые достигнем» спасения (см. молитву на Часах). Достойные блюстители приставляются к достойным вещам. Знать, и мы достойны в очах Творца нашего, если Он приставил к нам таковых достойных блюстителей, бесплотных и бессмертных духов, жителей небесного гра­да, предстоящих Престолу Божию.

К малым детям обычно приставляются пе­стуны-хранители, чтобы носить их на руках. Мы малы в очах Владыки нашего, «умалены пред Ангелами» (Пс. 8, 6), однако мы возлюбленные дети Его: «Дал» нам «власть быть чадами Божиими» (Ин. 1, 12); «Я «буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями», — говорит Господь Вседержитель» (2 Кор. 6, 18).

И как к малым де­тям, Он приставил к нам пестунов и храните­лей — святых Ангелов, чтобы носить нас на руках: «На руки возьмут тебя, чтобы не претк­нулся ты ногою своею о камень» (Пс.90,12). Ангелы хранят нас в путях наших, если только мы «идем во благо», как сказал сыну Товия, если не идем к какому-либо злу, если не идем на воровство или прогневание Бога, если идем для доброго дела, с добрым намере­нием.

Первую ночь провели путники на реке Ти­гре. Спит Товия, утомленный путешествием. Что же делает наемный спутник его, Ангел в образе человека? Спит ли также? Но как мо­жет уснуть бесплотное и недремлющее око? «Не воздремлет, не уснет Хранитель Израиля» (Пс. 120, 4). Не вздремнул и не уснул Ангел, охранявший Товию, но стоял около спящего. И что тут удивительного?

Ибо Сам Господь заповедал Ангелам хранить рабов Его. Подоб­ное тому находим мы и в житиях святых. Некий брат пришел к преподобному Паисию, желая видеть его, и нашел его спящим. И он видел святого Ангела-Хранителя, пре­красного по виду, стоящим у головы преподоб­ного, и удивленный сказал: поистине хранит Бог любящих Его. И не дерзнув подойти к спящему отцу в присутствии Ангела, ушел, благодаря Бога (Память 19 июня).

Точно так же и около святого Петра, епископа севастийского, брата святого Василия Великого, во время его сна видели Ангелов Божиих, рею­щих над ним. Мы же отсюда заключаем, что и во время нашего сна, как и во время бодрст­вования, нас охраняют святые. Ангелы, Хра­нители наши. Встав от сна, Товия пошел к реке Тигр по обычаю умыть свое лицо. И вдруг приклю­чился злой случай: его едва не пожрала рыба. Он умывался, и вот рыба огромная выскочила из реки и хотела пожрать его. И, ужаснувшись, закричал Товия громким голосом: «Рыба хо­чет пожрать меня!» Не бойся, добрый юноша! С тобою Ангел. Тот, Кто мог заградить зияю­щие уста львов, чтобы не пожрали Даниила, неужели не заградит он уст рыбы? «Если я пой­ду среди тени смертной, не убоюсь зла», ибо с тобою Ангел (Пс. 22, 4). Сколь много раз хочет пожрать нас неви­димый враг зияющими устами своими! Вот ходит он, «супостат наш дьявол, как рыкающий лев, ища, кого поглотить», как говорит апостол (1 Петр. 5, 8), и поглотил бы, если бы Ангел-Хранитель не заграждал его пагубные уста. Тот, кто читал житие преподобного Феодора, епископа едесского, помнит, что когда епис­коп спросил прозорливого столпника: как ви­дит он праведников и грешников? — столпник ответил: «Если мимо этого места проходит муж праведный и боящийся Бога, я вижу; что над ним сияет благодать Божия и что по обе стороны его сопровождают пресвятые Ангелы Божий, бесы же идут далеко позади не смея приблизиться к нему. Если же идет мимо меня человек грешный, я вижу около него полчи­ще бесов ликующих, Ангел же следует вдали, сетуя и печалясь о погибели грешника. Когда же бесы хотят погубить того человека, тотчас же приближается Ангел с огненным оружием и отгоняет их». Так сохраняют нас святые Ан­гелы оттого, чтобы поглотил нас враг. Одолев рыбу, Товия вытащил ее на берег, а Ангел говорит ему: «Разрежь рыбу и сохрани у себя ее сердце и желчь, ибо они могут потре­боваться и могут быть полезны для врачева­ния» (Тов. 6, 5). Отсюда мы видим, что святые Ангелы, хранители наши, пекутся не только о нашем душевном спасении, но и о телесном здравии, изобретают для нас врачевство и ис­целяют нас. Об этом мы читаем и в Патерике. Некий пустынник, очень болевший утро­бою, был исцелен Ангелом, который, явив­шись к больному, спросил его: «Чем ты болен, старче? Покажи мне болезнь твою». Когда бо­лящий показал ему больное место, Ангел рас­порол его перстом своим, как бы ножом, отер гной платком и затем, загладив, исцелил его и сделал старца здоровым (12 июля). Но скажи мне, святой Ангел, какая сила сердца и желчи той рыбы? Отвечает Ангел: «Если возложишь часть сердца рыбьего на угли горящие, то дым от него прогоняет вся­кий род демонский и от мужа, и от жены; желчью же помазываются очи, если на них есть бельмо, и они становятся здоровыми» (см. Тов. гл. 6).