Православие и современность

Авраам с вооруженными слугами своими и союзниками защитил царя Салима (Иерусалима) Мелхиседека от урийских воинов, напавших на него. Когда Авраам возвратился с победой из-под Дамаска, вышел ему навстречу царь и первосвященник Бога Вышнего Мелхиседек, предлагая ему трапезу – хлеб и вино и, благословляя его, сказал: "Благословен Авраам от Бога Вышнего, Владыки неба и земли" (Быт. 14, 18-19).

Какой царь, встречая другого царя, да еще освободившего его от врагов, предложил бы ему не царскую трапезу, а только хлеб и вино? Но обратим внимание: где это происходило? В том же самом городе, в котором две тысячи лет спустя Царь Славы предложил Своим ученикам Тайную Вечерю хлеба и вина, Пречистое Свое Тело и Святую Кровь. Тайная Вечеря Христова имеет прообразовательный символический образ в этой трапезе, предложенной Аврааму Мелхиседеком, по чину которого Церковь наименовала Христа: "Ты Иерей вовек по чину Мелхиседека".

Тогда царь был одновременно первосвященником. И с тех пор все потомки Авраама стали считать священным обычай предлагать в начале трапезы благословенную молитвой чашу вина и благословенный молитвой главы дома хлеб. Пели хвалебные песнопения, читали молитвы. Этот священный обычай наиболее употреблялся во время Пасхальной трапезы, каковую совершил Христос Спаситель в дни иудейской Пасхи.

Дивно Домостроительство Божие, нерушимы во всем преобразовательные установления Божии. Не меркнет в веках и тысячелетиях слава Авраама – почти во всех народах семитов и иафетитов – "благословятся в тебе все племена земные". Где же произошло это событие – таинственный прообраз Тайной Вечери – трапеза хлеба и вина, предложенная Мелхиседеком Аврааму?

Во дворце Мелхиседека в самом Салиме или вне его на дороге, по которой возвращался Авраам со своими воинами с севера из Дамаска? Дворец Мелхиседека найден археологами там, где ему и надлежало быть – в самой древней, самой южной части так называемого города Давида, вне нынешних стен старого города. Его нашли на высоком холме, именуемом город Офел, там где поток Геон вливается в Кедронскую долину, там, где царский пруд и царский сад, и где находится один из четырех источников воды в Иерусалиме (см.

топографическую карту древнего Иерусалима). Но по обычаю того времени к почетным гостям хозяин сам выходил навстречу из дворца, что, надо полагать, и произошло в данном случае, так как приближение войска Авраамова, в союзе с другими князьями палестинскими освободившего Салим от Урийского союза царей, должно было быть заранее возвещено царю Салима Мелхиседеку.

Дорога из Дамаска проходила около Голгофы и Сиона, находившегося на расстоянии 10 минут ходьбы от дворца Мелхиседека. Как видим, древнейшее предание относит место встречи Авраама и Мелхиседека на Голгофский холм, прообразуя Тайную Вечерю. Может быть, это так и было. Во всяком случае, символического смысла это не имеет, потому что на Голгофе был заклан Агнец Божий в снедь верным во оставление грехов.

Более можно предположить, что предложение хлеба и вина произошло несколько ближе к дворцу Мелхиседека, на холме Сион, где впоследствии и находилась Сионская горница Тайной Вечери. Вспомним, при каких обстоятельствах Христос Спаситель избирает место для совершения Тайной Вечери: "В первый день опресноков, когда заклали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: Где хочешь есть Пасху? Мы пойдем и приготовим. И посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним. И куда он войдет, скажите хозяину дома того: – Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую; там приготовьте нам" (Марк. 14, 12-16). У евангелиста Луки передано почти дословно то же самое. Господь знал это место, но чтобы ученики поняли, что это не просто "знакомый" дом и не просто случайное место, а что его укажет сам Дух Святый, Господь предрекает ученикам, что они встретят человека, который будет в этот момент нести кувшин воды, и чтобы они последовали за ним в дом. А далее Господь говорит, что им будет показана комната уже приготовленная. Этот дом, надо полагать, находился на том самом месте, где Мелхиседек прообразовал Тайны святого Тела и Крови Христовой. Потому Иисус и говорит ученикам Своим, что Господь укажет им этот дом. Значит, не просто дом, а какое-то особенное, святое и историческое место. Разве случайно та же самая Сионская горница стала местом сошествия Святого Духа на апостолов, что знаменовало начало Церкви Христовой? Столь же величественен прообраз Голгофского Жертвоприношения, в котором Отец Небесный отдал Сына Своего возлюбленного за грехи мира – прообразом этого стало жертвоприношение Авраамом сына своего возлюбленного Исаака. Сколько должен был перенести невыносимых мучений Авраам в то время, когда Господь ему сказал: "Возьми сына своего единородного, которого ты любишь, Исаака, и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе" (Быт. 22, 2). Голгофский холм находится рядом с холмом Мориа (всего в 500 метрах). Холм Мориа стоит над обрывом в долине потока Кедрона. Так вот сюда и повелел Господь идти Аврааму, сказав ему: "На одной из гор, которую Я укажу тебе". Значит, не все равно, на какой из них, а именно на той, которую Господь избрал, именно на горе Мориа, на которой находился и холм Голгофы. Это место Господь избрал для жертвоприношения Сына Своего Единородного, которое должно было стать величайшей святыней рода человеческого, к которому притекут сыны Сима и Иафета со всех концов земли, чтобы в страхе и трепете духовном со слезами облобызать место святое сие. Образ Голгофского холма христиане всего мира создадут в своих храмах и будут припадать к нему, целуя изображение распятого Христа.