Иоанн Крестьянкин /Проповеди/ Библиотека Golden-Ship.ru

Одержимые духом злобы, три  креста  – орудия конечной пытки для присужденных к смерти людей,  воздвигли они на Голгофе. Но только один из трех осужденных пользуется глумливым вниманием, только одного  Его пригвоздили к крестному древу, только о Нем злорадствует и Его имя хулит обезумевшая от злобы и жажды мести толпа и ее предводители.  Этот один - невинный страдалец  Христос – оплеванный,  поруганный, израненный и Ему, умирающему, издевательски кричат: «Если Ты Сын Божий, сойди со Креста..»!

А у подножия Христова Креста воины, только что пробив гвоздями живое человеческое тело, деловито делят Его одежды. В величавом молчании пил Спаситель скорбную таинственную чашу горечи наших грехов,  нес на Себе  тягость нашей виновности пред Богом и заслуженных человечеством  казней. Но проникая Божественным взором в глубину последствий  слепого неведения и безумной жестокости, ходатайствующих человечеству вечную гибель, исполнившись  сердечного сострадания к Своим  немилосердным мучителям, Он отверзл безмолвствующие доселе уста на молитву: «Отче! Отпусти им: не ведят бо, что творят»!

– первое слово Божественного Страдальца. Он, умирающий,  молит о врагах Своих, погибающих от собственной жестокости и бессердечия,  просит Небесного Отца о помиловании и прощении безумцев. Стремясь спасти  человека, вернуть его к Богу, Христос молит о тех, кто не знает раскаяния, молит за весь наш грешный род. О, бездна Божия человеколюбия и милосердия!

  Предсмертное завещание нам прозвучавшее с  Креста Христова  - молиться за обижающих и творящих нам напасти, молиться за врагов наших.  Дорогие, примем этот завет Спасителя всей глубиной души, ибо исполнение его и есть свидетельство пред миром о том, что мы – христиане. А рядом справа и слева от Креста Спасителя распяты два разбойника. И они так же, как и их распинатели злобствуют и глумятся над праведником.

Нет в них, ни осознания своей вины пред Богом и людьми, ни раскаяния, ни предсмертного трепета. Оба уже духовно мертвы. Грех и зло, казалось, уже завершили в них свое смертоносное дело. Но  после первых слов Спасителя со Креста словно луч солнца пронзил мрак души одного из них. Он услышал голос любви и сострадания к людям недостойным милости, и понял, что это молитва и о нем.

Погибать от руки распинателей  и молиться за  них, это выше сил человеческих, так мог бы только один Царь неба и земли. И из внезапно преображенного сердца, из обновленной души разбойника  над злобными криками толпы вознеслась неожиданная исповедь о распятом праведнике , как о Царе – Боге. «Помяни меня, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем»!

И в ответ разбойник услышал царское изъявление милости ему, раскаявшемуся грешнику: «истинно, истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». Покаяние вернуло к жизни уже духовного мертвеца. Исповедание грешником Христа распятого и всеми хулимого, как Бога и Царя Небесного исторгло второе слово Спасителя с Креста.  И Его Божественное слово обещает милость прощения для всех грешников кающихся и верующих во Христа, как  своего Спасителя и Бога.

И ныне во время общего отступления и безумного отрицания и  хуления христианских истин, подмены их лжедуховностью, сохранить своей жизнью верность заветам  Христа - Спасителя:  веру, надежду и любовь, равносильно исповеданию благоразумного разбойника. Будем же, дорогие мои, внимательным хранением заповедей и верностью Божиим  обетованиям,  жить в мире покаянием с надеждой в свое время услышать от Христа милость прощения за вольные и невольные наши прегрешения, чтобы и нам наследовать Царство Небесное- – вожделенный Рай. Все предсмертные обращения Спасителя с Креста к человеку засвидетельствовали ничем непоколеблемую любовь Бога к Своему созданию. На Голгофе в предсмертной страдальческой истоме Он совсем один. Его любовь поругана и отвергнута соплеменниками, страха ради иудейского предана учениками.  У Креста среди неистовствующей злом толпы стоят в душевной муке только Мать и единственный ученик в окружении будущих мироносиц. Так мало осталось верных Его любви. Но Христос продолжает любить и таких: нелюбящих, мало любящих, неблагодарных. Он молится о прощении врагов, о неверных, дарует милость кающемуся злодею.  Он продолжает любить доселе и нас! « Ибо … пришел  призвать не праведников, но грешников к покаянию».(Мф.9,13) Но третье слово Христа Спасителя с Креста особое, оно обращено только к любящим Его.  Любимой матери Он усыновляет всех и во все времена, любящих Бога.  Это слово заботы, утешения, ободрения им, проходящим свое земное поприще. Услышим же и мы это слово любви Сына к Матери Своей: «Жено! Се сын твой»!, слово к ученику - это слово Отца к детям Своим. «Се, Матерь твоя»! С тех далеких времен  материнская  любовь Царицы Небесной помогает нам спасаться, бороться против своих грехов и стремиться к благодати.  Мать же ищет в богодарованных  чадах только дорогие черты Сына своего. И что не сделает Она для них, она и падшего восставит, заблудшего отыщет, умершего душой воскресит. Материнскую любовь Царицы Небесной и попечение о нас грешных хорошо знают все христиане. И я горячо желаю всем нам, чтобы любовь Христова к нам и любовь Матери Божией вызывала и в нас живую ответную неугасимую  любовь. Аминь.   Слово на четвертой Пассии         Эта проповедь не была издана при жизни о. Иоанна Во имя Отца и  Сына и Святаго Духа. Дорогие мои, вот и совершили мы  последнюю в этом году пассию. На четырех службах, посвященных воспоминаниям гефсиманских и голгофских страданий нашего Господа  и Спасителя, мы  слышали Евангельское чтение, повествующее о страшном злодеянии, совершенном иудеями: о предательстве Бога Своим народом, о суде над Правдой и Истиной, о поругании и крестных страданиях Божьего Посланника-Спасителя мира. Крест вознесен над миром и Любовь распята.  И не возникнет ли у кого-то мысль, что не удалось величайшее дело, для которого приходил Христос, - созидание на земле из любящих Его святой Церкви. Не также ли, как двадцать столетий назад, и теперь любовь поругана холодом и равнодушием, лицемерием и тщеславной пустотою, и что нет на земле больше Христовой правды.  Но нет, дорогие мои!  Верен Бог!