Ioann Krestyankin /Sermons/ Library Golden-Ship.ru Ioann (Krestyankin) Sermons Orthodox Library Golden Ship, 2012 From Pascha to Ascension The Nativity of Our Lord Jesus Christ The Twelve Great Feasts Great Lent and Preparation for It Feasts in Honor of the Mother of God Miscellaneous From Pascha to Ascension Homily on the Bright Paschal Week Now all are filled with light: heaven, and earth, and hell... Christ is risen! Children of God!

Одержимые духом злобы, три  креста  – орудия конечной пытки для присужденных к смерти людей,  воздвигли они на Голгофе. Но только один из трех осужденных пользуется глумливым вниманием, только одного  Его пригвоздили к крестному древу, только о Нем злорадствует и Его имя хулит обезумевшая от злобы и жажды мести толпа и ее предводители.  Этот один - невинный страдалец  Христос – оплеванный,  поруганный, израненный и Ему, умирающему, издевательски кричат: «Если Ты Сын Божий, сойди со Креста..»!

А у подножия Христова Креста воины, только что пробив гвоздями живое человеческое тело, деловито делят Его одежды. В величавом молчании пил Спаситель скорбную таинственную чашу горечи наших грехов,  нес на Себе  тягость нашей виновности пред Богом и заслуженных человечеством  казней. Но проникая Божественным взором в глубину последствий  слепого неведения и безумной жестокости, ходатайствующих человечеству вечную гибель, исполнившись  сердечного сострадания к Своим  немилосердным мучителям, Он отверзл безмолвствующие доселе уста на молитву: «Отче! Отпусти им: не ведят бо, что творят»!

– первое слово Божественного Страдальца. Он, умирающий,  молит о врагах Своих, погибающих от собственной жестокости и бессердечия,  просит Небесного Отца о помиловании и прощении безумцев. Стремясь спасти  человека, вернуть его к Богу, Христос молит о тех, кто не знает раскаяния, молит за весь наш грешный род. О, бездна Божия человеколюбия и милосердия!

  Предсмертное завещание нам прозвучавшее с  Креста Христова  - молиться за обижающих и творящих нам напасти, молиться за врагов наших.  Дорогие, примем этот завет Спасителя всей глубиной души, ибо исполнение его и есть свидетельство пред миром о том, что мы – христиане. А рядом справа и слева от Креста Спасителя распяты два разбойника. И они так же, как и их распинатели злобствуют и глумятся над праведником.

Нет в них, ни осознания своей вины пред Богом и людьми, ни раскаяния, ни предсмертного трепета. Оба уже духовно мертвы. Грех и зло, казалось, уже завершили в них свое смертоносное дело. Но  после первых слов Спасителя со Креста словно луч солнца пронзил мрак души одного из них. Он услышал голос любви и сострадания к людям недостойным милости, и понял, что это молитва и о нем.

Погибать от руки распинателей  и молиться за  них, это выше сил человеческих, так мог бы только один Царь неба и земли. И из внезапно преображенного сердца, из обновленной души разбойника  над злобными криками толпы вознеслась неожиданная исповедь о распятом праведнике , как о Царе – Боге. «Помяни меня, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем»!

И в ответ разбойник услышал царское изъявление милости ему, раскаявшемуся грешнику: «истинно, истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». Покаяние вернуло к жизни уже духовного мертвеца. Исповедание грешником Христа распятого и всеми хулимого, как Бога и Царя Небесного исторгло второе слово Спасителя с Креста.  И Его Божественное слово обещает милость прощения для всех грешников кающихся и верующих во Христа, как  своего Спасителя и Бога.

И ныне во время общего отступления и безумного отрицания и  хуления христианских истин, подмены их лжедуховностью, сохранить своей жизнью верность заветам  Христа - Спасителя:  веру, надежду и любовь, равносильно исповеданию благоразумного разбойника. Будем же, дорогие мои, внимательным хранением заповедей и верностью Божиим  обетованиям,  жить в мире покаянием с надеждой в свое время услышать от Христа милость прощения за вольные и невольные наши прегрешения, чтобы и нам наследовать Царство Небесное- – вожделенный Рай.

Все предсмертные обращения Спасителя с Креста к человеку засвидетельствовали ничем непоколеблемую любовь Бога к Своему созданию. На Голгофе в предсмертной страдальческой истоме Он совсем один. Его любовь поругана и отвергнута соплеменниками, страха ради иудейского предана учениками.  У Креста среди неистовствующей злом толпы стоят в душевной муке только Мать и единственный ученик в окружении будущих мироносиц. Так мало осталось верных Его любви.

Но Христос продолжает любить и таких: нелюбящих, мало любящих, неблагодарных. Он молится о прощении врагов, о неверных, дарует милость кающемуся злодею.  Он продолжает любить доселе и нас! « Ибо … пришел  призвать не праведников, но грешников к покаянию».(Мф.9,13) Но третье слово Христа Спасителя с Креста особое, оно обращено только к любящим Его.

  Любимой матери Он усыновляет всех и во все времена, любящих Бога.  Это слово заботы, утешения, ободрения им, проходящим свое земное поприще. Услышим же и мы это слово любви Сына к Матери Своей: «Жено! Се сын твой»!, слово к ученику - это слово Отца к детям Своим. «Се, Матерь твоя»! С тех далеких времен  материнская  любовь Царицы Небесной помогает нам спасаться, бороться против своих грехов и стремиться к благодати.

  Мать же ищет в богодарованных  чадах только дорогие черты Сына своего. И что не сделает Она для них, она и падшего восставит, заблудшего отыщет, умершего душой воскресит. Материнскую любовь Царицы Небесной и попечение о нас грешных хорошо знают все христиане. И я горячо желаю всем нам, чтобы любовь Христова к нам и любовь Матери Божией вызывала и в нас живую ответную неугасимую  любовь. Аминь.

  Слово на четвертой Пассии         Эта проповедь не была издана при жизни о. Иоанна Во имя Отца и  Сына и Святаго Духа. Дорогие мои, вот и совершили мы  последнюю в этом году пассию. На четырех службах, посвященных воспоминаниям гефсиманских и голгофских страданий нашего Господа  и Спасителя, мы  слышали Евангельское чтение, повествующее о страшном злодеянии, совершенном иудеями: о предательстве Бога Своим народом, о суде над Правдой и Истиной, о поругании и крестных страданиях Божьего Посланника-Спасителя мира.

Крест вознесен над миром и Любовь распята.  И не возникнет ли у кого-то мысль, что не удалось величайшее дело, для которого приходил Христос, - созидание на земле из любящих Его святой Церкви. Не также ли, как двадцать столетий назад, и теперь любовь поругана холодом и равнодушием, лицемерием и тщеславной пустотою, и что нет на земле больше Христовой правды.  Но нет, дорогие мои!  Верен Бог!