Просветитель

Таким образом, брак появился по необходимости, а не по иной причине. Ведь Бог мог и иным образом умножить человеческий род, если бы первозданные люди до конца сохранили заповедь Божию, поскольку и они были созданы без брачного совокупления. Девственное житие подобно житию ангельскому, поэтому праведники и пророки, жившие прежде Закона и во времена Закона, зная это, проводили девственное и чистое и целомудренное житие.

Ведь еще прежде Закона Мелхиседек, а во времена Закона Илия, Елисей, Иеремия, Даниил и три отрока и удивительные ессеи презирали брак и проводили девственное и чистое житие, и великий Иоанн, Предтеча и Креститель, был примером чистоты, девства и целомудрия. Они жили до Закона и во времена Закона. Во времена же Нового Завета святые и божественные апостолы, последовав Владыке Христу, проводили девственную, чистую и безбрачную жизнь, и всех людей учили девственному и чистому житию, и подвизались в этом до смерти, как уже говорилось.

И если бы они были прокляты, как не восставившие семени, то и иноки прокляты за то, что не восставили семени. Но поскольку известно, что апостолы, не восставившие семени в Израиле, были более честны и святы, чем все люди, то и иноки, не восставившие семени, честны и святы более всех. Слова Закона: “Проклят всякий, кто не восставит семени в Израиле”, — сказаны не об иноках и не о тех, кто проводит целомудренную и чистую жизнь, а о тех, кто вступил в брак и живет с женою, но не восставил семени.

Ведь брак был дан для деторождения, а не для блуда. Некоторые же, не в силах проводить целомудренную и чистую жизнь, вступают в брак, а того, ради чего существует брак — ради рождения детей, — не исполняют. Кроме того, если и было сказано, что проклят всякий, не восставивший семени в Израиле, то сказано это было жившим во времена Ветхого Завета. В Новом же Завете эти слова не имеют смысла, ибо они упразднены, как упразднено почитание суббот и обрезание и многое другое, бывшее в Ветхом Завете.

Ведь было сказано и так: “Блажен имеющий семя в Сионе и сродников в Иерусалиме”(См. Ис. 31, 9. О расхождении отрывка с Синодальным переводом см. примечание на с. 300. — Ред.). Но если это будут воры, разбойники, блудники, чародеи или идолослужители, то разве блажен тот, кто имеет такое потомство и родственников? Не может этого быть, и никто из мыслящих здраво не думает так.

И сказано это о духовных детях, а не о плотских, о родственниках по духу. Ибо есть семя духовное, которое принимается в любви и страхе Божием, и через страдание в лоне духовном рождает дух спасения, о котором говорит Исаия: “В страхе пред Тобою, Господи, мы были беременны, мучились, — и родили дух спасения”(См. Ис. 26, 18. Славянская Библия здесь также резко расходится с Синодальным русским переводом. — Ред.).

Итак, это семя, которое есть страх Господень, все святые приняли во чрево, и страдали, то есть потрудились, и родили дух спасения, то есть Дух Святой, и этим Святым Духом породили множество чад духовных. Именно об этом семени говорит Писание: “Блажен имеющий семя в Сионе и сродников во Иерусалиме”. И так же, как Писание говорит не о чувственном семени и не о сродниках по плоти, но о духовном семени и о сродниках по духу, — так же говорит оно и о Сионе и о Иерусалиме, имея в виду не чувственное, но Небесный Сион и Небесный Иерусалим.

И блажен тот, кто имеет такое семя и сродников в таком Сионе и Иерусалиме. И довольно об этом.   Все это, выбрав по необходимости лишь немногое из многого, я собрал для тех, кто недопонимает, когда, где и с чего началось иноческое житие и чин. Кто же те еретики, которые злочестиво и несмысленно отвергают иноческое житие и иные божественные предания и заветы апостольской Церкви? Это очевидные иудеи, подобные богомерзкому древнему наставнику их Копрониму, подобные и богомерзкому Алексею протопопу, Денису попу и Федору Курицыну, нынешним наставникам и учителям еретиков и всех, кто думает так же, — что чин этот не старый и древний, но нов и свидетельствует о приближении конечного суда и гнева. И от неутвержденности в вере и великого неразумия они укрепляются в своей ереси, — не понимая, что говорят и в чем убеждены. “Мы пишем это не затем, чтобы исправить их”, — так говорил святой Иоанн, митрополит Никейский, об армянах. Появившиеся же теперь новгородские еретики гораздо хуже армян и всех древних еретиков: исправить их не смогут даже ангелы. Ведь если они не повинуются и не верят Самому Христу, Сыну Божию, воплощенному Богу, и евангелистам и апостолам, то какому другому святому — учителю земному или ангелу Небесному — поверят они или будут повиноваться? Но обличив их нечестие и христоборство с помощью пророческих, евангельских и апостольских писаний и показав, что они — еретики, отвергающие Христа, мы избавим от их нечестия православных, постоянно прельщаемых ими, — избавим ради Христа Иисуса, Господа нашего, через Которого слава Отцу, купно со Святым Духом, ныне, всегда и во веки веков. Аминь.   Слово двенадцатое, против ереси новгородских еретиков, говорящих, будто если епископ будет еретиком и не благословит или проклянет кого-либо из православных, Божий суд последует его суду. Здесь же приводятся свидетельства из святых книг, что если еретик, даже будучи епископом, не благословит или проклянет кого-либо из православных, то Божий суд не последует суду еретика. Святой Дионисий Ареопагит: Если епископ отлучит кого-либо против воли Божией, Божий суд не согласуется с этим. Василий Великий: Если кто-нибудь оставляет кого-либо без благословения на неопределенное время, сам да пребудет без благословения. Епископ или священник, отлучающий кого-либо от Причастия без определенной причины, сам да пребывает без Причащения столько времени, как решит епископ, которому он подчинен. Святой Анастасий Синайский: Когда входите в дом, “говорите: мир дому сему; и если будет там сын мира, то почиет на нем мир ваш, а если нет, то к вам возвратится”(Лк. 10, 5 — 6.). Но если мир возвращается обратно, потому что не обрел достойного себя, то в значительно большей степени неблагословение и проклятие возвратится на главу неправедно посылающего его, так как тот, кого проклинают, не должен быть проклят. Итак, всякий, понапрасну не благословляющий и проклинающий, себя не благословляет и проклинает. 134-е правило Карфагенского собора: Если какой-либо епископ отлучит причетника своего, не обличенного в грехах, но осудит его лишь своим судом, да будет и сам отлучен иными епископами, которые да не вступают в общение с ним, чтобы он избегал говорить поспешно о том, чего не может доказать.