Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru
3 Άγιος Νεόφυτος ό "Εγκλειστος (Ήούρανόδρομη πορε/α του). Ί. Μ. Βατοπαιδίου, 19983.
'ΟΠαπουλόκης. Άγιος Ιωακείμ όΒατοπαιδινός. Ί. Μ. Βατοπαιδίου, 19921; 19982. Еще две книги написаны Старцем по его личным воспоминаниям.
В книге «Воспоминания о святых подвижниках» повествуется о великих монахах-подвижниках, с которыми автору довелось встретиться на Святой Горе и в монастыре Ставровуни на о. Кипре1 . Другая книга, «Блаженный Послушник», посвящена его духовному брату и сподвижнику, старцу Ефрему Катунакскому, который в течение многих лет был учеником старца Иосифа Исихаста2 .
Старец Иосиф является автором нескольких богословских и аскетических сочинений. Первое из них, написанное в 1970 году, а затем много раз переиздававшееся Ватопедским монастырем, называется «О кончине мира и об Антихристе»3 . В этом сочинении Старец последовательно излагает учение Церкви на эту тему, начиная с анализа текстов Евангелия и апостольских писаний; затем он переходит к рассмотрению учения о конце мира некоторых Святых Отцов, после чего останавливается на истолковании ряда самых известных пророчеств, где, среди прочего, приводит и разъясняет некоторые пророчества преподобного Косьмы Этолийского.
В заключение автор говорит о том, каково должно быть отношение нынешних христиан к эсхатологической тематике, и об опасностях, могущих возникнуть в связи с этой темой в духовной жизни верующих. В 1993-1994 годах Ватопедский монастырь выпустил еще две книги старца Иосифа: «Афонское Свидетельство» и «От смерти — к Жизни»4 . Первая из них имеет аскетическую направленность и содержит учение об аскетическом делании, которое Старец вынес из опыта многолетнего ученичества у старца Иосифа Исихаста.
Книга делится на главы, в которых говорится страхе Божием, покаянии, скорби, искушениях; рассматриваются такие темы, как «законный подвиг», прелесть, образы действия Благодати Божией; и в завершение речь идет о любви и совершенстве. Другая книга является плодом размышлений Старца над книгой преподобного Иустина Поповича «Человек и Богочеловек».
Книга «От смерти — к Жизни», хотя и вдохновлена произведениями этого сербского святого, представляет собой самостоятельный труд. Главная ее тематика — это «богочеловечество» и обожение во Христе в противопоставлении гуманизму современной европейской культуры. И, наконец, в 1998 году, вышла еще одна из написанных старцем Иосифом богословских книг, которую можно считать кратким введением в аскетическое монашеское делание: «Аскетический подвиг — мать освящения»5 .
Ее особенность в том, что она является последовательным систематическим изложением видов практического подвига: книга начинается с рассмотрения причин, делающих необходимым подвижничество, затем переходит к рассмотрению как телесных, так и душевных форм аскезы, описывает дела «нового» и дела «ветхого» человека, и заканчивает переходом к теме созерцания, знаменующего конец практического делания. Все учение старца Иосифа, излагаемое в этой книге есть не что иное, как изложение святоотеческого опыта духовной жизни и личного опыта Старца. После блаженной кончины великого старца Иосифа Исихаста его братия недолгое время жила под руководством его духовного сподвижника, старца Арсения Пещерника (|1983). Со временем, однако, ученики старца Иосифа Исихаста стали жить порознь, собрав очень --- 1 Όσίων Μορφών Αναμνήσεις. Ί. Μ. Βατοπαιδίου, 20032 (сюда включена и книга о старцах монастыря Ставровуни: Πατερικες Μορφες της Ί. Μ. Σταυροβουνίου Κύπρου, вышедшая в Салониках в 1979 году). 2 Ό Χαρισματονχος Υποτακτικός. Γέροντας Έφραίμ ό Κατουνακιώτης (1912-1998). Ί. Μ. Βατοπαιδίου, 20011. Рус. пер.: Блаженный Послушник. Жизнеописание старца Ефрема Катунакского. Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Москва, 20041. 3 Περί Συντελείας και Άντιχρίστου. Ί. Μ. Βατοπαιδίου, 19984. Рус. пер.: О кончине века и антихристе. Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Москва, 20071. 4 Αθωνική Μαρτυρία. Ί. Μ. Βατοπαιδίου, 19931; Έκ τον Θανάτου εις τήν Ζωήν. Ί. Μ. Βατοπαιδίου, 19941. 5 Άσκηση. Ή Μητέρα τον Άγιασμον. Ί. Μ. Βατοπαιδίου, 19981; 20022. скоро каждый свою собственную братию1 .