Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru
Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru Старец Иосиф Ватопедский Слова утешения Беседы о духовной жизни и о монашестве Печатается с разрешения Святой Обители Ватопед Λόγοι Παρακλήσεως. Ί. Μ.
Βατοπαιδίου,1998 Старец Иосиф Ватопедский. Слова утешения. Беседы о духовной жизни и о монашестве. Богородице-Сергиева Пустынь перевод с греческого, 2005 Ред. Golden-Ship.ru 2012 Аннотация Настоящая книга — собрание бесед старца Иосифа Ватопедского, ученика великого подвижника нашего времени старца Иосифа Исихаста, с братией и паломниками Ватопедской Обители.
«Слова Утешения» посвящены рассмотрению основных вопросов духовной жизни с их практической стороны и представляют собой плод личного духовного опыта Старца. Издание на русском языке осуществляется впервые. Содержание Старец Иосиф Ватопедский и его «Слова утешения» ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. СЛОВА АСКЕТИЧЕСКИЕ Слово о монашестве Подражание Христу Слово о молитве Путь к духовной свободе Слово о послушании Слово о смирении и смиренномудрии Слово о любви «Познай себя» Духовная война Слово об отсечении воли и акривии Учение о телесном делании и послушании Духовная жизнь священника ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
СЛОВА НА ПРАЗДНИКИ «Бог явися во плоти» «Явися Спас, Благодать и Истина» Крещение и покаяние Слово о Кресте Господнем Таинство Божественных страданий Святые отцы и наше родство с ними ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. СЛОВА РАЗНЫЕ Богочеловечество и обожение Вера и дела Христианство и гуманизм Смысл церковных Таинств Таинство покаяния Таинство священства Смысл Божественного Откровения Παρακαλώ δέ υμάς, αδελφοί, άνέχεσθε τον λόγου της παρακλήσεως, και γαρ δια βραχέων έπέστειλα νμϊν (Εβρ. 13, 22)
Молю же вы, братие, приимите слово утешения: ибо вмале написав, послах вам (Евр. 13, 22). СТАРЕЦ ИОСИФ ВАТОПЕДСКИЙ И ЕГО «СЛОВА УТЕШЕНИЯ» (предисловие к русскому изданию) С вятитель Василий Великий сравнивает человеческое слово с кораблем, на котором переправляется мысль, следующая от одного человека к другому.
Если б мы были бесплотными, нам не нужны были бы слова, мы понимали бы друг друга не произнося ни единого звука, как это делают бестелесные ангелы; но коль скоро мы облечены в плоть, душа наша, чтобы встретиться с душой ближнего, нуждается в посреднике, которым является знак, выраженный либо звуком, либо письмом1 . Слово соотносится с мыслью, как тело с душой: почти все, что мы имеем внутри души, мы способны выразить посредством тела, то есть в слове, которое, будучи воспринято другим человеком, вновь преобразуется из вещества в мысль и, как в гавани, укрывается в глубине его души.
Преобразование, о котором здесь идет речь, есть одно из удивительных свойств слова. С чем связано наличие в слове этого свойства и каково его значение для духовной жизни человека? Некоторое уяснение этого вопроса, возможно, поможет нам увидеть, в каком смысле и при каких условиях слово может послужить утешением. Нам нередко приходится замечать, что обращенное к нам слово все время каким-то образом затрагивает нас, что оно не исчерпывается просто указанием, или, иначе говоря, сообщением информации, — во всяком случае, мы знаем, что это вторичное его свойство.
В более существенном плане слово ставит нас в положение, при котором мы бываем задействованы сказанным: воспринятое нашими органами чувств слово производит в нас некое ответное движение, в зависимости от того, какого свойства было сказанное. Поэтому слово как ничто другое способно повлиять на наш внутренний мир и либо внести в него смятение, либо овеять светом и тишиной, посеять смерть, либо произвести жизнь. Таким образом, слово имеет двоякую природу: оно есть результат действия, т. е. в нем воплощается некая энергия, — и оно само производит действие (энергию). Когда мы говорим об энергии слова, мы предполагаем источник, давший эту энергию и тем самым сделавший слово ее носителем; источник этот издревле именовался душой. Еще древние греки — а за ними и Святые Отцы — называли человеческую душу самодвижущейся (αυτοκίνητος)2 , то есть имеющей источник движения в самой себе. Энергия слова, будучи в обобщающем значении также движением, является произведением человеческого духа, который «есть сущностное начало души, предшествующее всякому движению»3 . Оставаясь произведенными, то есть сотворенными духом, слова сами производят некое воздействие на человеческий дух, становясь для него «духом» — по причастности к породившему их духу. О таковых словах говорит Спаситель: Глаголы, яже Аз глаголах вам, дух суть и живот суть (Ин. 6, 63). Они дух, потому что причастны Духу и производят в слушающих движение, и они жизнь, потому что это движение есть пробуждение подлинной жизни. «Глаголы жизни» — это слово Божие, направленное к человеку. Очевидно, что такое слово не может быть просто flatus vocis — пустым колебанием воздуха. Оно переносит нечто неизмеримо более драгоценное, чем энергия человеческого духа — в слове Бога воплощается Его нетварная божественная энергия, Его Благодать, которая, достигая человеческого слу -- 1 См. об этом: св. Василий Великий, Беседа 3, На слова: «Внемли себе», 1 PG 31, 197-200. 2 Уже для Платона понятие самодвижения было главным признаком, отличающим все живое от неживого, которое движимо посторонним воздействием (см. напр., Федр, 245 с-е). Оживляющее, или самодвижущееся, начало и было названо душой. См. рассуждение о душе как о самодвижущейся сущности в трактате, приписываемом прп. Максиму Исповеднику: О душе, 6. PG 91, 356-358. 3 Там же, PG 91, 361. Согласное с этим рассуждение о человеческом духе и его свойствах излагает и старец Иосиф в своем слове: «Христианство и гуманизм». См. настоящее издание, с. 372-377. ха, проникает в самую глубину его существа, проходя до разделения души же и духа, членов же и мозгов, которая судит помышлением и мыслем сердечным (Евр. 4, 12). Не только слово Божие, но, как мы сказали, любое слово движется духом, то есть несет в себе определенную энергию, — а значит и требует отклика.