25. Какое самое сильное средство против духовной болезни, чтобы исцелиться?

Исправление жизни и смирение.

26. Прощается ли великий грех детоубийство?

Прощается и изглаживается в наших хартиях, но надо слезно каяться и изглаживать добрыми делами.

27. Каких священников особенно бес не любит?

Таких, которые спасают и приводят к Богу.

28. Играют ли роль на духовно-болящих Праздники и посты?

Играют и не малую. Заклинатели замечали, что в Праздники бесы “легче” выходят из болящих. 29. Не мстят ли вам бесы за ваши службы по болящим? Мстят на столько, на сколько попускает Бог, а все, что происходит от руки Божией, нужно воспринимать с благодарностью. Сейчас часто описываются в книгах случаи отмщения священникам бесами за то или иное их действо против них. Где звучит запугивание: не связывайтесь, а то получите..., где похвальба: вот я какой, что претерпел... Пользы от этого мало, а вред большой. Служение священника Богу и людям растворено радостью, а мы все о гадости. У одного старца спросили: “Видел ли он бесов и каков их вид”. “Они мерзки”, — ответил он и более ничего не говорил. Через нападения бесов познаем свою немощь, видим грязь сердца своего. “Слава Богу за все!” — говорили подвижники благочестия, и нам надобно учиться тому же. 30. Вам легко говорить: делала для вас компот в прошлом году — такое было расстройство желудка, что думала на работу не смогу идти... Спасла святая вода: пила, не переставая. Почему так: как вам что делать, то все с искушениями? Добрые дела всегда связаны с искушениями от врага, особенно помощь для священника. Только давайте рассмотрим, надо ли нам этого бояться? Когда мы с вами обсуждали этот случай, вы сами сказали, что по неопытности делали это без молитвы. Но помогли себе правильно — прибегли к святыне, к святой воде. Вот вам и опыт, ценный и нужный для вас. А также вы нанесли “удар” по врагу: проявили любовь и заботу о батюшке, и враг выходил вместе с калом. За страхами вы забываете, что у нас брань духовная и здесь неизбежны раны и тесноты от врага. На войне как на войне. 31. На вас нападает начальство? Если “нападает”, то за дело, по грехам моим: это подвижники терпели напраслину, я же по делам приемлю. 32. Что такое “белая горячка”? Под горячкою подразумевается бредовое состояние больного во время тяжелых заболеваний при большой температуре. В литературе, связанной с войнами, мы часто встречаем выражения: валялся в тифозной горячке, т.е. бреду. Название “белой горячки” — старое название, связанное с норной температурой тела больного. Это состояние вызвано не тяжелым инфекционным заболеванием, а длительным изнурением и изменением психики алкоголем. У нас в реанимации очень часты были подобные больные. Живет человек себе, как многие: ходит на работу, пьет каждый день — семья терпит и рада, что не бранит, кой-какие деньги приносит домой. И вдруг аппендицит. Наркоз, операция. После операции привезли его в палату, положили на постель. А через несколько часов, спровоцированный наркозом и перерывами в принятии алкоголя, начинается алкогольный психоз или, иначе, белая горячка. Садится такой больной на кровати, начинает искать свое белье. Его спрашивают: “Ты куда?” — На работу, — говорит — хватит тут лежать, пора идти. — Да ты после операции! — Какая там операция? Надо на работу, пора”. Укладывают его, голубчика, на каталочку и к нам, в реанимацию, под пристальный надзор и уход. И вот связанные по рукам и ногам бормочут они, такие больные, без сна целыми сутками, разговаривают с привидениями, с бесами, которые являются к ним в виде животных, чудовищ, родственников и т.д. Длится такое состояние у них обычно 1,5-3 суток. Это я вам популярно объясняю. 33. Почему в России такое почитание икон Божией Матери? Матерь Божия возлюбила Россию, простых и искренних людей ее, явила Себя в многочисленных дивных иконах. Господь излил благодать, исцеления и защиту через образы эти. Ответом на это была любовь простого народа, для которого защита и помощь Матери Божией порою являлась последней надеждой. И не посрамлен отходил православный люд от чудотворных икон Матери Божией, вознося хвалу Богу и славя Пречистую Матерь Его. С аристократией было сложнее. Для нее с восемнадцатого века православие стало ассоциироваться с простонародьем, с мужиками. Не зная, не понимая его, а порою смеясь и глумясь, они только числились членами нашей Церкви. При этом становились высокопоставленными чиновниками и от них часто зависел ход серьезных событий в жизни страны и многих тысяч людей. Вот что мы читаем у С.А Нилуса: