Даниил Сысоев /Ислам. Православный взгляд/ Библиотека Golden-Ship.ru

Книга содержит три главы: 1. Об исламе; 2. О Мухаммеде; 3. Ответы на вопросы, а также биографию о. Даниила и «Первосвятительское слово Патриарха Московского и всея Руси Кирилла после отпевания иерея Даниила Сысоева». Каждая из глав раскрывает не только основные понятия вероисповедания мусульман, но и показывает спасительные отличия христианского исповедания. Несмотря на то что о.

Даниил говорил всегда аргументированно и взвешенно, подкрепляя свои доводы цитатами из источников, не все современные религиоведы полностью соглашаются с его выводами. Выступления Даниила Сысоева послужили поводом для дискуссий и среди православных богословов.

О. Даниил отличался оригинальностью мысли, творческой активностью. У него был дар истинного проповедника и миссионера, который открывал перед слушателями единственный путь, ведущий к подлинной радости в многоскорбном мире,— путь ко Христу. Надеемся, что живое слово о. Даниила станет помощью и поддержкой для многих ищущих истинный смысл земного пути человека. Светлая ему память.

Простите нас, дорогие читатели, за возможные упущения. Об исламе

Мы сегодня поговорим не вообще об исламе как таковом. И этой темы, конечно, нужно будет коснуться, потому что очень многие люди вообще не знают, что такое ислам, знают что-то о традиционной религии, только о хорошем говорящее… Мы скажем и об этом, но скажем и о тех особенных течениях и формах, которые сейчас существуют, потому что многие люди, не разбираясь в реальном положении дел, начинают говорить: «Как же, вот мусульмане теракты делают, все они там террористы», или наоборот: «Никто из них не террорист, потому что данный конкретный мусульманин терактов не делает».

И связано это с тем, что люди не знают, какова внутренняя структура исламского сообщества, которое называется по-арабски «умма»[1]. Мы можем оценить с точки зрения Господа Бога вот это религиозное направление.

Почему я говорю с точки зрения Господа Бога? Потому что мы, христиане, собственной точки зрения вообще стараемся не иметь. Она не очень интересна. Как сказал один английский писатель, «можно иметь сотни тысяч точек зрения, пока не найдешь истину. Тогда будет точка зрения одна, истинная».

Во-первых, надо сказать, что такое ислам как таковой. Очень часто, когда говорят об исламе, начинают говорить о нем как о религии. Под словом «религия» подразумевается некая религиозная организация, церковь или секта,— некая религиозная организация, где люди собираются помолиться, решить какие-то духовные вопросы. На самом деле это не совсем так. Ислам в этом смысле достаточно далек от религии в нашем традиционном представлении. Это очень важно помнить, потому что у нас разговор часто становится разговором двух глухих. Когда мы разговариваем с мусульманами, мусульмане нам говорят об одном, мы им о другом. И мы понять друг друга не можем хотя бы потому, что вкладываем совершенно разные понятия в одни и те же слова. Вот недавно мне пришло очередное предложение одного доброго человека, чтобы я принял ислам, и объяснение, почему этот человек сам принял ислам и почему это истинная вера. Этот человек мне объяснял, что ислам является истинной верой потому, что мусульмане не пьянствуют, не наркоманят, у них все девушки девственницы, разврат не допускается, и поэтому ислам весьма хорошая религия, единственная надежда всего прогрессивного человечества. Хотя и это, по факту, не правда, хотя бы потому, что 80 % героина, простите, выращивается в странах ислама… Но суть такая, что человек воспринимает религию как некий проект земного устройства. И это, кстати говоря, очень яркая черточка. Если мы с вами побываем на исламских интернет-сайтах — islam.ru, например, или koran.ru,— то заметим, что подавляющее большинство материалов, которые там представлены,— это материалы о том, как устроить жизнь: материалы о восточной кухне, восточном базаре; каковы нормы шариата о длине бороды; нормы шариата о длине трусов или там чего угодно — вот таких вещей! То есть это некая попытка глобального мироустройства на авторитете Бога. В этом смысле ислам можно сравнить скорее не с церковью — православной или католической, а с такими проектами, как националсоциалистическое, коммунистическое строительство, нынешняя глобализация. Именно проект создания некоего царства Божия на Земле земными средствами под покровом Господа Бога. Более того, для мусульманина в принципе немыслимо разделение между религией и политикой. Это очень важно понимать, это та черта, которая является характерной чертой ислама как такового. Мы можем представить себе православного, живущего, например, в Америке, среди папуасов Новой Гвинеи, среди того же самого ислама. То есть православие как таковое, охватывая при этом всю жизнь человека, предполагает, что человек может сосуществовать с неким инородным порядком. Более того, для православных это состояние нормальное, потому что мы знаем, что Царство Христа «не от мира сего», как сказал Господь наш. Поэтому православный христианин может оставаться православным, находясь даже в антихристианской обстановке. То есть для нас, конечно, это не нормально, что есть эта обстановка, но, увы, это, видимо, неизбежное зло до конца мира.