Даниил Сысоев /Толкование на Апокалипсис/ Библиотека Golden-Ship.ru

То есть Древо Жизни одно и одновременно их много — «среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки» (Откр. 22, 2). Первый псалом гласит: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, поса­женное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет» (Пс. 1, 1-3).

Праведник уподобляется в Писании растущему у воды дереву. Так как Христос Весь в нем и он весь во Хри­сте, то такой человек и сам становится Древом Жизни. Об этом и сказано в Писании. Господь говорит: «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы (Пс. 81, 6); и в Новом Завете: «Не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?» (Ин. 10, 34).

Что было обещано, то и исполнится: в конце люди станут богами по благодати, достигнут об о жения, станут богоподоб­ными существами. Через Христа они получат бессмертную жизнь внутри себя, поэтому и называются Божественными Деревьями Жизни, плоды которых никогда не заканчива­ются, потому что они посажены перед живыми источника­ми вод, и листья их предназначены для исцеления народов.

Итак, в вечности разница между символом и образом сотрется: символ станет одновременно и тем, что он выра­жает. У православных хлеб и вино сначала, до превращения 324   их в Святые Дары, только символизируют Тело и Кровь Хри­ста, а в определенный литургический момент — во время схождения Святого Духа — хлеб и вино, сохраняя свой внеш­ний вид, становятся Телом и Кровью Христа.

Так же в веч­ности будут взаимосвязаны, например, добродетель и плод: когда человек вступает в вечную жизнь, когда он сливается со Христом, то каждая добродетель, принесенная им, стано­вится плодом. Можно увидеть такую взаимосвязь, когда вку­шение материальных вещей приводит к нематериальным последствиям. В этом принципе — суть Таинства как таково­го.

Скажем, человека помазали оливковым маслом, и в него через это входит целительная сила Бога — и человек исце­ляется. Через материальное помазание в человека входит нематериальная, несотворенная сила Святого Духа, и он получает силу для совершения добрых дел. Человек видимо трижды погружается в крещенские воды, а невидимо омыва­ется его дух силой Духа Святого.

О древе жизни у реки сказано, что оно двенадцать раз приносит плоды, давая «на каждый месяц плод свой» (Откр. 22, 2). В основании нового Иерусалима — двенадцать драгоценных камней, символизирующих многообразную духовную красоту апостолов и плоды их служения. И когда речь заходит о Древах Жизни, то есть о спасенных людях, подчеркивается, что двенадцать раз человек приносит свои плоды, плоды апостольского учения, взращивая их в себе.

«И листья дерева — для исцеления народов» (Откр. 22, 2). В веч­ности не будет равенства: ни в мучениях, ни в наградах.169 Господь — не Бог равенства. Он создал множество очень раз­ных существ, не равных друг другу; люди одарены различ­ными талантами, чтобы каждый по-своему служил Богу и ближнему. Поэтому все разговоры о том, что в Царствии Бога будет равенство, — это ложь, коренящаяся в диаволе. Стремление к равенству — это стремление к диаволу, кото­ 325   рый пытается все упростить. В новом же Иерусалиме ниче­го идентичного не будет. В Доме Отца Небесного, как ска­зал Христос, «обителеймного» (Ин. 14, 2). Люди там не будут равны — они будут различны, как и написал апостол Павел: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении» (1 Кор. 15, 41-42). И Господь прямо ска­зал о тех, кто войдет в Царствие Небесное, что одни прино­сят тридцатикратный плод, другие — шестидесятикратный, а третьи — стократный. Первый плод — это плод создав­ших семью, второй плод — вдов, которые ради Бога сохра­нили себя, и третий плод — девственников. Это общее тол­кование, однако есть еще и другое: тридцатикратный плод — плод обычных праведников, шестидесятикратный — муче­ников, стократный — апостолов. В любом случае, в зависи­мости от дел, которые человек совершает на земле, различ­но и состояние его души и плод, который она произрастит в вечности. Что значит «листья дерева — для исцеления народов» (Откр. 22, 2)? Здесь имеется в виду исцеление невежества, то есть человек будет получать плоды от добрых дел и исполь­зовать листья тонких знаний о Промысле Божием, исце­ляя таким образом свое невежество и узнавая новые тайны. Писание прямо говорит, что Богу нужно служить не про­сто правильно, а красиво. Листья деревьев для исцеления народов пригодятся и для того, чтобы научить новый народ Бога, собранный со всех концов земли, изяществу. Писание напоминает нам, что процесс роста никогда не может быть остановлен, никогда не сможет сказать человек: «Я уже все узнал». Этот путь бесконечен, как бесконечно и преуспеяние в любви. По словам Иоанна Лествичника, Ангелы «не оста­новятся, доколе не достигнут превыспреннего устроения Серафимов». Так же не может и успокоиться человек, поу­ 326   чающийся Божественной любви. Этот путь бесконечен как на земле, так — и тем более — в Царстве Божием. И там более великие и сильные будут помогать и служить тем, кто слаб. Как и Господь заповедал: «Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23, 11-12). Это служение любви сохра­нится и в вечности, всегда, и будет только усиливаться.