Даниил Сысоев /Толкование на Апокалипсис/ Библиотека Golden-Ship.ru

Даниил Сысоев /Толкование на Апокалипсис/ Библиотека Golden-Ship.ru Священник Даниил Сысоев Толкование на Апокалипсис   Ред. Golden-Ship.ru 2012     Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева» Москва, 2011 Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви ИС11-108-0823 Ответственный редактор — Нина Кривко Корректор —Галина Дигтяренко Верстка —Руслан Набиев Обложка, титульный лист — Игорь Ермолаев   Для многих людей Апокалипсис — это катастрофы и страш­ные события, пришествие Антихриста, стихийные бедствия, войны и конец мира.

Настраивая себя таким образом, мы будем желать, чтобы эти события совершились как можно позже. Но Апокалипсис, эта последняя и самая загадочная книга Библии, повествует, что конец мира — всего лишь признак скорой, ве­ликой и долгожданной победы добра над злом, избавления от власти дьявола и смерти, как сказано: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21, 4).

Радость о наступлении вечной и счастливой жизни с Богом должна превозмочь страх родовых мук новой вселенной. Автор книги, священник Даниил Сысоев, дает верное, со­гласное Священному Преданию Православной Церкви толкова­ние и разъясняет смысл сокрытого в этой книге. © Юлия Сысоева, 2011 © Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2011   СОДЕРЖАНИЕ Глава первая Глава вторая Глава третья Глава четвертая Глава пятая Глава шестая Глава седьмая Глава восьмая Глава девятая Глава десятая Глава одиннадцатая Глава двенадцатая Глава тринадцатая Глава четырнадцатая Глава пятнадцатая Глава шестнадцатая Глава семнадцатая Глава восемнадцатая Глава девятнадцатая Глава двадцатая Глава двадцать первая Глава двадцать вторая Примечания   Г лава первая «Апокалипсис» переводится с греческого языка как «откровение».

Это Откровение Иисуса Христа, которое Бог передал через апостола Иоанна Богослова всем Церк­вам. Сегодня эта книга является самой загадочной и самой популярной из всех книг Библии: ее мало кто читает, но зато все цитируют. В 1996 году отмечался своеобраз­ный юбилей — 1900 лет дарования людям Книги Открове­ния Иоанна Богослова, книги, которая завершила канони­ческое формирование Нового Завета.

И сегодня многие говорят об Апокалипсисе как о некоем ужасном грядущем событии, но далеко не все знают, что он продолжается уже почти две тысячи лет. Апокалипсис — это открытие последней великой тай­ны Бога, той самой, о которой Господь говорил в древно­сти патриархам и пророкам. Откровение Иоанна Богосло­ва содержит множество параллельных мест, отсылающих нас к другим пророчествам Священного Писания.

Это единственная от начала до конца пророческая книга. Пред­сказания будущего довольно часто встречаются во многих книгах Библии, но Апокалипсис отличается от них ком­плексным подходом, он как бы стоит над временем. Пророчество коренным образом отличается от гада­ния. В первую очередь тем, что пророчество не просто содержит перечисление фактов, а открывает причину про­исходящего, чтобы можно было понять скрытый смысл событий и исправить положение.

Так Бог пишет открове­ 6   ние через историю, делая ее тем материалом, через кото­рый раскрывается Его воля. В гадании же человек просто ставится перед фактом, почти всегда лживым. Апокалипсис написан святым апостолом Иоанном Богословом во время его ссылки на Патмос — остров в Эгейском море, при императоре Домициане.

В одно из воскресений, когда апостол находился в пещере, ему было видение, он услышал громкий голос, как бы трубный, говоривший: «Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу». Откровение было записано учеником апостола Иоанна — Прохором. По преданию, сохраненному христианами острова Патмос, апостол жил в пещере, где спал на голом камне. Этот камень, кстати, и сегодня можно там увидеть. Над пещерой сейчас находится монастырь Апокалипсиса. «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, что­бы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав [оное] через Ангела Своего рабу Своему Иоан­ну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел» (Откр. 1, 1-2). Это открове­ние не апостола Иоанна, а Иисуса Христа — Великого Вла­стелина истории. Из Символа веры известно, что Христос имеет равенство власти — как Бог и как человек. Он уча­ствует в Божественной власти над миром, и Откровение как раз и показывает, каким образом Иисус управляет мировой историей, и как творится воля Отца Небесного, Его Сына и Святого Духа. Почему сказано, что Откровение дал Христу Бог? Потому что источником Божества является Бог Отец: Он в вечности рождает Сына и в вечности изводит из Себя Святого Духа. Поэтому и слава Христу подается Отцом — Христос в рождении Своем получает от Отца честь и сла­ву, могущество и великолепие. Но здесь она дается Ему как 7   человеку, и эта слава — не просто для того, чтобы Он в себе ее держал, а для того, чтобы показать Отца людям и возве­стить то, что должно случиться вскоре. Откровение рас­крывает тайну будущей жизни, тайну, которая совершает­ся уже в нашем мире. Сказано «надлежит быть вскоре», потому что для Хри­ста все — вскоре. И нам нужно помнить, что Суд — при две­рях, что он будет скоро. Господь говорит в Евангелии: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюби­ли тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обли-чились дела его, потому что они злы, а поступающий по прав­де идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин. 3, 19-21). Суд начинается с явления Света — Иисуса Христа, Сына Божиего, то есть с Богоявления, с величайшего откровения Бога в лице Христа Спасителя. Суд — это раскрытие людей, их внутренних качеств.1 Поэ­тому некорректно и неправильно говорить, что есть люди, отвергающие Христа, но вместе с тем делающие добрые дела. Если бы они по-настоящему делали добрые дела, то любили бы Христа, приняли бы Его всем сердцем, стреми­лись бы к Нему и уверовали бы в то, что Он есть — Бог! Ведь свет добрых дел исходит от Христа, Который Сам и есть Свет истинный, просвещающий всякого человека гряду­щего в мир (Ср.: Ин. 1, 9). «Который свидетельствовал слово Божие и свидетель­ство Иисуса Христа и что он видел» (Откр. 1, 2) . Христос не просто дал откровение, Он дал свидетельство, дал зна­ния о будущем. Сама Книга Откровения является послед­ней в Новом Завете и открывает картину Божиего Суда над миром в конце времен.