Даниил Сысоев /Толкование на Апокалипсис/ Библиотека Golden-Ship.ru

Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха» (Авв. 3, 7-13). Господь выступает с решающей силой и обнажает диавола, пронзает голову его и вождей его копьями, когда они, «как вихрь ринулись разбить меня, в радости, как бы думая поглотить бедного скрытно.

Ты с коня­ми Твоими проложил путь по морю, через пучину великих вод» (Авв. 3, 14-15). Что предсказал Аввакум, то и сбылось; как обещал в древности Бог этому пророку, так и произошло. Бог выходит и проводит великую «военную операцию»: начинается захват великого моря вселенной — моря чело­вечества. Море народов выходит, чтобы победить. Идут апостолы — это те самые всадники в сияющих одеждах, увенчанные венцом Святого Духа, с раскаленными пыла­ющими стрелами евангельского слова, поражающего народы.

Они вышли для победы, и они победили — созда­ли Церковь. Это была первая печать и первый всадник, вышедший по воле Господа. Его видел и пророк Захария за много лет до написания Откровения: «Видел я ночью: вот, муж на рыжем коне стоит между миртами, которые в углублении, а позади него кони рыжие, пегие и белые, — и ска­зал я: кто они, господин мой?

И сказал мне Ангел, говоривший со мною: я покажу тебе, кто они. И отвечал муж, который сто­ял между миртами, и сказал: это те, которых Господь послал обойти землю» (Зах. 1, 8-10). Великий поход еще не закон­чился, первая эпоха началась, но не завершилась, пото­му что когда путь первого всадника будет завершен, то придет к своему концу и история мира.

Еще есть страны, ожидающие прихода великого белого всадника, который должен победить смерть и у них: это Китай, Индокитай, 85   многие островные государства, ждущие прихода вестни­ков Бога. Но замысел Господа этим не исчерпан, это толь­ко начало. «И когда он снял вторую печать, я слышал второе живот­ное, говорящее: иди и смотри.

И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч» (Откр. 6, 3-4). Второй Серафим, сидящий у трона Бога, повелевает Иоанну смо­треть, что будет дальше. И тот видит второго коня, но не рыжего, как написано в русском переводе, а огненно-красного — «пиррос» (πυρρος) в греческом подлиннике.

Начинается то событие, которое нам известно как Вели­кое переселение народов. Бог изменил Своей могуще­ственной дланью все цивилизации мира, Он произвел великое потрясение вселенной и сделал так, чтобы люди на земле не смогли построить идеальное общество. Нача­лось внезапное, ничем не мотивированное движение огромных масс людей. Ничего подобного никогда рань­ше в истории не случалось.

По Божиему замыслу грешни­ки получали возмездие от грешников же — это принцип, о котором Господь сказал еще пророку Аввакуму. Злодей будет наказан таким же злодеем, вор будет обворовывать вора. Бог поэтому и зажег огни мировых воин, великого переселения народов, чтобы грозные империи, проти­вившиеся проповеди Христа, были сметены с лица зем­ли или рассеяны. Глобальное «перемешивание» народов закончилось созданием христианских государств. Но как только христианские государства рухнули, рыжий всад­ник вернулся.52 Его задача — крушить все, что поднимает­ся против Бога. Он ополчается на могущественные импе­рии, на властелинов, выступающих против Создателя. «И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь 86   вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слы­шал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай» (Откр. 6, 5-6). На землю прихо­дит третий, черный, всадник, у которого в руках — весы, он держит малую меру муки, меньше килограмма. Этот всадник разрушает все системы «глобальной сытости». Когда люди пытаются создать идеальную экономическую систему, он посылает голод. Но при этом всадник не тро­гает елей и вино, чтобы люди могли совершать Литургию (мы знаем, что причащать можно и одной только Кровью Христовой, поэтому без хлеба можно обойтись, без вина — никак). Третий всадник, по воле Бога, не дает людям обустроиться на земле, но при этом им всегда дается воз­можность участвовать в жертве Христа. «...Хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячме­ня за динарий; елея же и вина не повреждай» (Откр. 6, 6). Динарий — это дневная плата наемника, то есть чело­век должен очень ограниченно питаться, чтобы не соз­дать себе «царство сытости». А такие царства возника­ли очень часто. Например, Рим — это было настоящее, классическое царство сытости, где человек мог комфор­тно жить и не работать. Любой гражданин Рима каждый день получал бесплатную, достаточно большую норму еды: ему выдавали виноградное вино, пшеницу, масло. И черный всадник скачет туда, где появляется подоб­ное, и пресекает такие вещи, чтобы не было на земле идеального царства. Есть еще одно объяснение этого третьего, черного, всадника. Как сказал Бог через пророка Амоса: «Вот насту­пают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, — не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господ­них. И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера 87   к востоку, ища слова Господня, и не найдут его» (Ам. 8, 11-12). В наказание за то, что люди отказались от Бога, наступа­ет еще более страшный голод. «И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри.