«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

В частности о Св. Иоанне Златоусте теперь установлено, что составил или сократил следующие молитвы из числа читаемых священником тайно: молитву об оглашенных, две молитвы о верных пред Великим входом, молитву по перенесении Св. Даров с жертвенника на престол, Евхаристическую молитву за живых и умерших, молитву приготовления верующих к причащению (во время 2 просительной ектении), после Отче наш, перед возношением Св. Даров и после причащения.

Что же касается формы Литургии, которую сократил Василий Великий, то прежде думали, что этою Литургиею была так называемая палестинская Литургия — Апостола Иакова. Теперь предполагают, что это была Литургия антиохийская, называемая Климентовой Литургией и находящаяся в древнехристианском сочинении, под заглавием "Сборник Апостольских постановлений" 112. Подобно сему и о Св. И. Златоусте существует два мнения. По одному (старому) он сократил литургию Василия В.; по другому (вновь возникающему) Св. Златоуст мог самостоятельно, независимо от Василия В. сократить молитвы (по преимуществу Евхаристические, и за живых и умерших) какой-либо антиохийско-малоазийской Литургии, напр. той же Климентовой. При этом обращается внимание, что и по сокращении литургийные молитвы при Св. Василии и Иоанне Златоусте продолжали читаться вслух, и только впоследствии они стали читаться священнослужителями тайно.

С течением времени ученые озаботились разысканием и сличением между собою различных письменных памятников, свидетельствующих о совершении Литургии в различные века ее существования и в различных местах ее совершения (в районе Палестинском, Александрийском, Антиохийском, Римском, Константинопольском и Сирийском) и в первоначальном зерне принадлежащих, так сказать, первым составителям (Апостолам — Иакову, Марку, Фаддею, Петру и др.). Путем такого сравнения возможно устанавливать, какие же молитвы и какие моменты Литургии сохранились неизменными и постоянными во все времена существования Божественной Литургии. Таким моментом является Евхаристическая молитва, содержащая в себе ту же хвалу Богу и те Божественные Слова, которые произнесены были впервые Господом нашим Иисусом Христом на Тайной Вечери: "Приимите, ядите, сие есть Тело Мое". Существенные мысли и слова Евхаристической молитвы являются "сердцевиною", около которой появились наслоения других молитв и песнопений Литургии 113.

87. Дни, в которые совершается Литургия

Литургия есть особо торжественная служба; между тем есть дни, в которые чувства скорби и печали должны быть особенно свойственны верующим. Поэтому существует несколько дней, в которые положено не совершать Литургии, а именно: в среду и пятницу Сырной недели, т.е. на масленице; по понедельникам, вторникам и четвергам на неделях Великого Поста (Св. Четыредесятницы); в Страстную Пятницу. Если же в перечисленные дни приходится храмовый или двунадесятый праздник (по срокам приходится иногда или Сретение, или Благовещение), то Литургия должна быть совершена.

88. Понятие об "обеднице" или изобразительных

Иногда Литургия не совершается даже в те дни, когда ее возможно совершать, напр. когда священник уже совершил Литургию, но его просят прихожане совершить Литургию вторично; или когда в той или другой местности не бывает Церкви, а только часовня без Престола и Антиминса. В таких случаях существует обычай совершать для молящихся особую службу, носящую название "обедницы". В состав "обедницы" входят многие молитвы из полной Литургии, за исключением Евхаристических молитв. Порядок "обедницы" такой: возглас священника и диакона; великая ектения; изобразительные псалмы 102 и 145; "Единородный Сыне"; Заповеди блаженства; прокимен, чтение Апостола и Евангелия; сугубая ектения и ектения за усопших; Символ Веры; просительная Ектения; Отче наш; пение тропарей и кондаков дневных; "буди имя Господне" и обычный отпуст. Так как в состав "обедницы" входят псалмы изобразительные, то обедница называется иначе последованием изобразительных. Под этим именем и с некоторыми дополнениями "изобразительные" составляют необходимую принадлежность Великопостного богослужения.

89. Понятие и часах

"Часами" называются службы, освящающие определенные моменты дня, которые ознаменованы были важными в истории Церкви событиями, и которые, совпадая с ветхозаветными богослужебными дневными часами (1, 3, 6 и 9), дали повод уже первым христианам во главе с Апостолами молиться в храме Иерусалимском или дома в эти именно часы (Деян. 2:3, 15, 10:9, 3:1). Так как ветхозаветное богослужение и в частности молитвы, освящающие дневные часы, состояли главным образом в чтении и пении псалмов, то и христианские часы в начале содержали псалмы. В каждом часе содержится по три псалма. Позднее в состав часов вошли и христианские молитвы, которыми прославлялась память дневного Святого, или события из земной жизни Иисуса Христа, или же прославлялась наша усердная Заступница Матерь Божия. Поэтому на каждом часе читается молитва к Богородице, называемая "Богородичным", а также молитва, располагающая к молитвенному обращению к Долготерпеливому и Многомилостивому Господу, любящему праведных и милующему грешников. Псалмы, тропари, кондаки, Богородичны и молитва "Иже на всякое время и на всякий час"… и являются составными частями часов, среди которых вставляются постоянные молитвы, напр. "Отче наш", "Слава и ныне", "Аллилуиа" и др. Перед началом часов бывает "обычное начало", а в конце каждого часа читается молитва Господу Иисусу. В тропарях и кондаках, читаемых на часах, изображаются новозаветные христианские события. Новозаветные события изображаются также и в псалмах, хотя только пророчески и прообразовательно. Как уже говорилось (в § 49), на первом часе (по нашему 7 — 8 утра) вспоминается суд над Иисусом Христом у Пилата, происходивший в эти утренние часы. Поэтому для 1-го часа подобраны псалмы (5, 89, 100), в которых слышатся слова "суд", "милость", изображается злоба, беззаконие врагов 114, кротость и незлобие Иисуса Христа и содержится обращение за помилованием 115 (разумеется Иисус Христос).

На третьем часе вспоминается бичевание и надругание над Иисусом Христом после суда у Пилата и, с другой стороны, сошествие Св. Духа на Апостолов, бывшее около 9 — 10 ч. утра (по нашему счету). Поэтому в псалмах (16, 24, 50) и молитвах слышится, с одной стороны, обращение от лица Невинного Страдальца 116, а с другой стороны, напоминание о Св. Духе 117.

На шестом часе (по нашему 12 — 1 ч). вспоминаются добровольные страдания и распятие Иисуса Христа на Голгофе. Поэтому в псалмах (53, 54, 90) говорится о страданиях 118. Вообще псалмы 6-го часа изображают покушение Иудеев на жизнь Господа и происки о том, чтобы умертвить Его, их насмешки и ругательства, землетрясение и мрак, покрывший тогда землю, и пр. Последний псалом, 90-й: "Живый в помощи Вышняго", указывает на помощь от Отца Сыну в Его скорби, и в словах: "на аспида и василиска наступивши" и пр. — на Его победу над адом.