«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

После утренних антифонов произносится утренний прокимен, а затем читается Евангелие, повествующее о Воскресении Христовом (под воскресные дни) и об явлениях Его ученикам по воскресении. Воскресных утренних Евангелий одиннадцать. Эти Евангелия, заимствованные из всех четырех Евангелистов, читаются, чередуясь между собою в строгом порядке, одно за другим. В другие праздники читаются Евангелия применительно к празднуемому событию.

По прочтении Евангелия поется певчими молитва:

Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и Святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем, Приидите вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению; се бо прииде Крестом радость всему миру, всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

Увидев воскресение Христово, поклонимся Св. Господу Иисусу, единому безгрешному! Поклоняемся Твоему Кресту, Христе, воспеваем и прославляем Твое воскресение, потому что Ты — наш Бог и другого, кроме Тебя, мы не знаем, имя Твое призываем. Приидите все верующие поклониться Св. Христову воскресению: потому что вот через крест пришла радость всему миру. Всегда восхваляя Господа, будем воспевать Воскресение Его, п. ч. Он, претерпев распятие, Своею смертью разрушил смерть. Верующие начинают лобызать Евангелие или же икону праздника, причем если бывает лития, священник помазует молящимся чело освященным (на литии) елеем с произнесением слов: "во имя Отца и Сына и Св. Духа. Аминь". Этим выражается желание, чтобы верующие были плодовитою духовною маслиною, чтобы они имели елей любви к Господу, проявившему Свои милости к верующим в празднуемом событии. Затем диакон произносит такое же моление, как и на литии: "Спаси, Боже, люди Твоя"… и начинается пение "канона". Величественным пением и чтением канонов, в которых говорится то про Воскресение Господа, то про верных Его слуг (Святых), как бы дается ответ на приглашение предыдущей молитвы "воспеть воскресение Его". Святые люди прежде всего величественно Его воспевают (см. выше § 63 п. 10). После 3, 6 и 9 песни произносится Малая ектения 132.

Так как в девятой песни канона воспоминается Богоматерь, то диакон, стоя с кадильницей перед иконою Божией Матери, возглашает: "Богородицу и Матерь света в песнех возвеличим". Певчие ублажают Богородицу пением: "Величит душа моя Господа и возрадовался Дух мой о Бозе Спасе моем" с припевом: "Честнейшую Херувим".

После канона поется: "Свят Господь Бог наш" (трижды) и читается или поется "светилен" или утренний "экзапостилларий". Светильным или экзапостилларием называется церковная песнь, заключающая в себе моление о ниспослании света и о просвещении нашего ума для достойного восхваления Господа в стихирах на хвалитех и в Великом славословии. После "светильна" или "экзапостиллария" поются "хвалитны", в которых содержится славословие Богу от всей твари, даже неодушевленной, от царства природы.

"Всякое дыхание да хвалит Господа, хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних: Тебе подобает песнь Богу".

"Хвалите Его вси Ангелы Его, хвалите Его вся силы Его: Тебе подобает песнь Богу" (См. 148, 149 и 150 псалмы).

К "хвалитным" псалмам присоединяются стихиры воскресные (во дни воскресные), или в честь празднуемого события или Святого, которые называются стихирами "на хвалитех".

После стихир на "хвалитех" поется Богородичная песнь:

Преблагословенна еси, Богородице Дево: Воплощщим бо ся из Тебе ад пленися, Адам воззвася, клятва потребися, Ева свободися, смерть умертвися и мы ожихом. Тем воспевающе вопием: благословен Христос Бог, благоволивый тако, слава Тебе. В высшей степени благословенна Ты, Богородица Дева, п. ч. Воплотившийся из Тебя пленил ад, Адам вызван (из ада), проклятие уничтожено, Ева освобождена, смерть умерщвлена, и мы ожили. Поэтому, воспевая, взываем: "благословен Христос Бог благоволивый так, слава Тебе". Во время этой песни Царские врата, бывшие закрытыми во время чтения канона, снова открываются в знак того, что Матерь Божия открыла нам вход в Царство небесное. Затем священник возглашает: "Слава Тебе, показавшему нам свет" (Слава Тебе, Господи, что Ты открыл нам свет истинного Богопознания). Слова этого возгласа переносят нас в глубокую древность христианства и лучше других молитв напоминают о том, что эта служба (всенощное бдение) продолжалась до восхода солнца. Видя утреннюю зарю, священник от лица верующих благодарил Господа за то, что Он, Милосердный, сподобил нас дожить до нового дня, снова увидеть солнечный свет: "Слава Тебе, показавшему нам свет". Под видимым светом христиане подразумевают теперь свет веры, свет истинного Богопознания, возвещенный нам Господом Иисусом Христом. Поэтому, возводя мысль свою от света дневного, естественного, к свету духовному, верующие отвечают на возглас священника Великим славословием:

Слава в вышних Богу,| и на земли мир,| в человецех благоволение.| Хвалим Тя, благословим Тя,| кланяем Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя,| великия ради славы Твоея.| Господи, Царю небесный, Боже Отче Вседержителю.| Господи, Сыне Единородный, Иисусе Христе| и Святый Душе.| Господи Боже, Агнче Божий,| Сыне Отечь,| вземляй грех мира, помилуй нас: | вземляй грехи мира, приими молитву нашу,| седяй о десную Отца, помилуй нас.| Яко Ты еси един свят,| Ты еси един Господь Иисус Христос,| во славу Бога Отца. Аминь.|

На всяк день благословлю Тя| и восхвалю имя Твое во веки и в век века.

Сподоби,| Господи, в день сей бех греха сохранитися нам.| Благословен еси,| Господи, Боже отец наших,| и хвально и прославлено имя Твое во веки. Аминь.| Буди,| Господи милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя.| Благословен еси, Господи,| научи мя оправданием Твоим (трижды).