«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Господи,| прибежище был еси нам в род и род.| Аз рех: Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе.|

Господи, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою,| яко Ты еси Бог мой,| яко у Тебе источник живота,| во свете Твоем узрим свет.| Пробави милость Твою ведущим Тя.|

Таким образом, к Царству Славы, к Царству Святых присоединяется для прославления Господа и Царство Благодати, т.е. живых людей. Великое славословие оканчивается Трисвятою песнью: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас". После Великого славословия и Трисвятой песни в праздничные дни поется тропарь праздника, а в воскресные дни поются "отпустительные тропари", называемые так потому, что поются перед отпустом, или окончанием утрени (См. Учебн. Часосл.).

Отпуст. троп. 1, 3, 5 и 7 гласа следующий:

Днесь спасение миру бысть, поем Воскресшему из гроба, и Начальнику жизни нашея: разрушив бо Смертию смерть, победу даде нам и велию милость. Ныне совершилось спасение мира, воспеваем Воскресшего из гроба и Начальника нашей жизни, п. ч. Он разрушил своею Смартью смерть, доставил нам победу и великую милость. Отп. троп. 2, 4, 6 и 8 гласа следующий:

Воскрес из гроба и узы растерзал еси ада: разрушил еси осуждение смерти, Господи, вся от сетей врага избавивый; явивый же себе Апостолом Твоим, послал еси "я" на проповедь, и теми мир Твой подал еси вселенней, Едине Многомилостиве. Господи, Ты воскрес и разорвал оковы ада. Ты разрушил осуждение смерти и избавил всех от сетей дьявола. Явившись Своим Апостолам, послал их на проповедь, и через них, мир даровал вселенной Ты, Единый многомилостивый. В отпустительных тропарях говорится о воскресении Иисуса Христа и о трудах Св. Апостолов по распространения христианства. Затем следуют ектении сугубая и просительная, после которых происходит "отпуст" (рис. 238, л. 60) 133 Утрени, в обычное последование которого вставлены некоторые дополнения. Вставлена, напр. следующая молитва: "утверди, Боже, Благочестивейшего, Самодержавнейшего Великого Государя нашего Императора Николая Александровича и Святую православную веру, и православных христиан во век века".

После окончания Утрени читается Первый час, на котором вспоминается суд над Иисусом Христом у Пилата. В заключение Первого часа священник перед Царскими вратами читает следующую молитву:

Христе, Свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякаго человека, грядущаго в мир. Да знаменается на нас свет лица Твоего, да в нем узрим Свет Неприступный, исправи стопы наша к деланию заповедей Твоих молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Твоих Святых. Аминь. Христос, истинный свет, просвещающий и освящающий всякого, вступающего в мир человека. Пусть обнаружится в нас свет Лица Твоего, чтобы через него мы могли созерцать неприступный (т.е. Высший) Свет (Самого Бога). Утверди нашу жизнь в Твоих заповедях молитвами Пречистой Твоей Матери и всех Святых. После этой молитвы певчие поют:

Взбранной Воеводе победительная, — яко избавльшеся от злых,| благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую,| от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:| радуйся Невесто Неневестная.| Богородица! Мы, рабы Твои, воспеваем победные песни Тебе, как Военачальнице, ополчившейся за нас, и благодарственные, п. ч. Ты нас избавила от бед как имеющая силу непобедимую, освободи нас от всяких бед; чтобы мы взывали к Тебе — радуйся Невеста, не вступившая в брак. После этого делается отпуст (рис. 239, л. 60).

96. Схема утрени на всенощном бдении

1. Шестопсалмие (пс. 3, 37, 62, 87, 102 и 142).

2. Великая ектения.

3. "Бог Господь и явися нам" (3 — 4 раза).