«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

4. Тропарь воскресный (на очередной глас) или празднику или Святому.

5. Чтение кафизм.

6. Малая ектения.

7. Полиелей ("Хвалите имя Господне").

8. Воскресные "непорочны" тропари ("Благословен еси, Господи").

9. Величание (под великие праздники).

10. Малая ектения.

11. Седальны или ипакои.

12. Степенны антифоны (под великие праздники антифон 4 гласа: "От юности моея")…

13. Чтение Евангелия.

14. "Воскресение Христово видевше".

15. Чтение диаконом "Спаси, Боже, люди Твоя"…

16. Канон (ирмосы; тропари; катавасия) — с малыми ектениями.

17. "Величит душа моя Господа".

18. Экзапостилларий или "Светилен".

19. "Всякое дыхание да хвалит Господа" и стихиры на хвалитех.

20. Богородичен: "Преблагословенна еси Богородице Дево" (учеб. Часосл.).

21. Великое славословие.

22. Воскресный отпустительный тропарь (Часосл.). или тропари праздника.

23. Сугубая ектения.

24. Просительная ектения.

25. Отпуст.

26. Первый час.

97. Символическое значение Утрени

Малое славословие перед шестопсалмием напоминает о Рождении Иисуса Христа и сущности учения Его; шестопсалмие изображает земную жизнь Иисуса Христа и, в частности, вражду людей к Нему. — Пение "Бог Господь"… напоминает пребывание Иисуса Христа во плоти и особенно шествие Его на вольное Страдание. — В тропаре говорится о празднуемом событии или прославляется святой дня. — В воскресных кафизмах содержится предзнаменование Страданий, Смерти и Погребения Иисуса Христа. — В полиелее изображается величие и слава Воскресения Иисуса Христа. — Выносом Евангелия на середину и пением воскресных непорочных тропарей изображаются явления Иисуса Христа по воскресении. — В величании прославляются празднуемые священные лица и события. — В антифонах указывается на благодатную помощь, подаваемую верующим через Св. Духа и Церковь Божию. — Евангелие читается для ознакомления молящихся с празднуемым событием. В воскресные дни читаются по очереди 11 Евангелий, заимствованных из 4 Евангелистов. — Молитвой "Воскресение Христово видевше"… молящиеся приглашаются поклониться Воскресшему Господу. — Провозглашением молитвы "Спаси, Боже, люди Твоя"… испрашивается милость Божия к людям, которые через воскресение Иисуса Христа сделались "достоянием Божиим". — Через каноны выражается хвала Воскресшему Господу от лица царства славы, т.е. святых. — Светилен или экзапостилларий, — обыкновенно не поющийся, — изображает свет христианской души, полученный через Иисуса Христа. — Через "хвалитны" выражается хвала Воскресшему от царства природы. В стихирах "хвалитных" воспевается праздник. — Богородичен поется для прославления Божией Матери, которая открыла нам вход в Царство Небесное. — Великим славословием выражается хвала Господу от царства благодати, т.е. Церкви земной. — Воскресными отпустительными тропарями изображается проповедь Св. Апостолов о Воскресшем Христе. Таким образом, общий смысл второй части всенощного бдения или Утрени состоит в изображении христианских, новозаветных событий.

98. Внешние признаки Вечерни и Утрени