«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

108. Великопостные часы

Великопостные часы имеют следующие особенности: После обычных трех псалмов читаются кафизмы; тропари часов (см. § 89) священник произносит перед Царскими вратами, сопровождая их земными поклонами; в конце каждого часа, после молитвы: "Иже на всякое время и на всякий час"… и перед "заключительной молитвой" Иисусу Христу священник произносит молитву Св. Ефрема Сирина: "Господи и Владыко живота моего"… На 6-м часе бывает чтение паремий.

109. "Изобразительные" и "Вечерня" на великопостном богослужении

После 9-го часа совершается последование той особой службы, которая называется "последованием изобразительных" или обедницей. (См. § 88 Учебного Часослова). При этом первые два псалма ("Благослови, душе моя" и "Хвали, душе моя") пропускаются и последование изобразительных начинается пением: "во Царствии Твоем помяни нас, Господи"… и далее пением заповедей блаженства — особым великопостным распевом.

Вечерня. — После "изобразительных" совершается Вечерня по порядку, сходному с будничной Вечерней. Начинательный псалом: "Благослови, душе моя Господа"… не поется, а читается, вечернего входа не бывает, и после прокимна читаются паремии. В конце Вечерни поются следующие тропари Пресвятой Деве, Крестителю Иоанну, Апостолам и всем Святым с коленопреклонением.

"Богородице Дево радуйся"… Слава: — Крестителю Христов всех нас помяни, да избавимся от беззаконий наших: Тебе бо дадеся благодать молитися за ны. И ныне: — Молите за ны Святии Апостоли, Святии вси, да избавимся от бед и скорбей; Вас бо теплыя предстатели ко Спасу стяжахом. Под Твое благоутробие прибегаем, Богородице, моления наша не презри во обстоянии; но от бед избави ны, Едина чистая, Едина благословенная.

Молитвы и песнопения великопостного богослужения и порядок их держатся в особой книге, называемой "Триодью постной", которая составляет необходимую в этот период книгу для богослужения и которая начинается уже с Воскресения "Мытаря и Фарисея".

110. Понятие о Литургии Преждеосвященных Даров

В среду и пятницу в течение Великого поста после часов и "изобразительных" совершается Литургия "Преждеосвященных Даров", составляющая третий вид ныне совершающихся Литургий. Литургией Преждеосвященных Даров называется такое богослужение, на котором возносятся и предлагаются для причащения Св. Дары, освященные на предшествующей полной Литургии и сохраняемые на Св. Престоле в ковчеге. Происхождение Литургии Преждеосвященных Даров относится к первым векам христианства и к тем, может быть, областям, где сохранялся еще обычай совершать после Литургии братские трапезы. Верующие пламенно желали как можно чаще приобщаться Тела и Крови Христовой; однако, уверенные, что совершение полной Литургии с трапезами, как торжественной службы, не соответствует посту и скорби о грехах, пожелали взамен полной Литургии приобщаться Преждеосвященных Даров. Тому же вполне благоприятствовал и другой обычай древности — сохранять Св. Дары (даже на дому) для причащения больных и др. лиц, не имевших возможности посетить храм. Но сохранение Св. Даров на дому не всегда было благопристойным; поэтому сохранение Их с течением времени было приурочено только к церкви; и этими Св. Дарами причащали за вечерней службой христиан, выдержавших строгий пост до вечера. Поэтому-то, как увидим (в § 111), в состав Литургии Преждеосвященных Даров входит Вечерня. Приведение в порядок и письменное изложение этой Литургии связывается с именами великих церковных писателей: Афанасия Великого, архиепископа Александрийского (сконч. 373 г.), который составил некоторые молитвы и заботился о распространении этой Литургии в египетско-александрийской области, и Григория — епископа Римского, называемого Двоесловом († 604 г.), которому обыкновенно приписывается письменное изложение Литургии Преждеосвященных Даров, но который был составителем этой Литургии не для греческой Церкви, а для Римской — на основе Литургии греческой. Шестой Вселенский собор постановил совершать Литургию Преждеосвященных Даров во дни Св. Четыредесятницы. Итак, эта Литургия была установлена для поддержания строгости поста и для сохранения в то же время обычая ежедневного причащения Тела и Крови Господа Иисуса Христа.

111. Общий очерк Литургии Преждеосвященных Даров

В состав Литургии Преждеосвященных Даров (как первая часть) входит Вечерня, которая, начинаясь литургийным возгласом: "благословенно Царство"…, продолжается до вечернего (малого) входа и молитвы: "Свете тихий"… обычным порядком, т.е. бывает предначинательный псалом, великая ектения, кафизмы, малая ектения, "Господи воззвах", стихиры на "Господи воззвах", вечерний вход. Во время чтения кафизм священник вынимает из стоящего на Престоле ковчега Преждеосвященные Дары, полагает их на Дискосе (на развернутом Антиминсе) и, окадив Престол троекратно, переносит дискос с Преждеосвященными Дарами на жертвенник. Здесь священник вливает в Св. Потир вино (без чтения проскомидийных молитв) и покрывает Св. Дары покровами.