«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

"Мироносицам женам при гробе представ Ангел вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чужд".

В немом благоговении, с зажженными свечами, молящиеся слушают затем отпуст Вечерни и службу "Малое повечерие", за которым читается трогательный канон под названием "Плач Богородицы" при созерцании гроба Своего Божественного Сына. Св. Плащаница находится на середине храма в продолжении трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.

118. Богослужебные особенности Великой Субботы

Богослужение Великой Субботы посвящено воспоминанию пребывания Иисуса Христа во гробе и того значения, какое оно имеет для христианской веры, и, наконец, воскресения Спасителя из гроба. Службами, на которых читаются и поются молитвы и песнопения, изображающие эти мысли, являются Утреня и Литургия.

Утреня по Уставу должна совершаться в глубокую ночь (часа в 3) и является благоговейным молением пред лежащим во гробе Господом. После обычного хода Утрени до шестопсалмия и следующей за ним великой ектении певчие поют: "Бог Господь и явися нам"… и вышеприведенный тропарь "Благообразный Иосиф"… В это время верующие зажигают свечи, священнослужители с зажженными светильниками исходят из алтаря к Плащанице и совершают каждение. После пения тропарей начинается великое надгробное пение над Божественным Мертвецом, которое состоит из пения 118 псалма с припевами или стихами новозаветных песнопений. В них говорится о Божестве погребенного Господа, вспоминается скорбь Пречистой Богоматери и исповедуется наша вера в Господа, как Искупителя. Псалом 118 и стихи называются "непорочными". Ектениями они разделяются на три части, называемые "статьями". К третьей статье присоединяются воскресные тропари: "Ангельский собор удивися"… с припевом: "Благословен еси, Господи"… (См. § 95).

После "непорочных" поется канон "Волною морскою"… в котором изображается ужас всей твари при виде Творца и Господа в гробе. После великого славословия Плащаница при трогательном пении "Святый Боже"… преднесении светильников, хоругвей и каждении фимиама выносится священнослужителями из храма на главе и обносится вокруг храма в воспоминание погребения Иисуса Христа. Вместе с тем здесь же изображается также сошествие Иисуса Христа в ад и победу Его над адом и смертью: Своими Страданиями и Смертью Спаситель снова отверз нам двери рая, и Плащаница, по внесении ее в храм, подносится к открытым Царским вратам. Певчие поют: "Благообразный Иосиф"…, а затем читаются: паремия из книги пр. Иезекииля (37:1-14) о воскресении мертвых; Апостол (1 Кор. 5:6-8; 3:13-14), научающий верующих, что Иисус Христос есть истинная Пасха за всех нас, что Он сделался за нас клятвою, чтобы избавить нас от клятвы закона; Евангелие (Мф. 27:62-66), повествующее о том, как первосвященники с разрешения Пилата поставили стражу у гроба Господня и приложили к камню печать. После чтения Евангелия произносится сугубая ектения и бывает отпуст. Затем читается Первый час.

Литургия совершается Василия Великого вместе с Вечернею. Так как вечерняя служба обыкновенно относится к следующему дню, то священные песнопения в память погребения Иисуса Христа соединяются с воскресными песнопениями. Так, на "Господи воззвах"… поются воскресные стихиры 1-го гласа, "Слава и ныне", Богородичен Догматик 1 гласа: "Всемирную славу".

После вечернего входа с Евангелием читается 15 паремий, в которых собраны важнейшие ветхозаветные прообразования и пророчества о спасении людей Страданиями и Воскресением Иисуса Христа. На Литургии вместо трисвятого поется: "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа". Апостол (Римл. 6:3-11) повествует о том, что мы должны умереть греху, чтобы жить с Иисусом Христом. После чтения Апостола при пении: "Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех", священнослужители переоблачаются в светлые одежды. Обыкновенно в это же время снимаются темные одежды с Престола, жертвенника и аналоя. Таким образом, ко времени чтения Евангелия, которое возвещает о воскресении Спасителя (Мф. 28:1-20), все облачается в светлые одежды. Затем читается Евангелие, и Литургия Василия Великого продолжается обычным порядком. Вместо Херувимской песни поется следующая песнь:

Да молчит всякая плоть человеча | и да стоит со страхом и трепетом, и ничто же земное в себе да помышляет: | Царь бо царствующих и Господь господствующих | приходит заклатися и датися в снедь верным. | Да безмолвствует каждый человек и да стоит со страхом и трепетом, не помышляя ни о чем земном: ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и дать Себя в пищу верным. Предходят же сему лица Ангельстии | со всяким началом и властию: | многочитии Херувимы и шестокрылатии Серафими, | лица закрывающе и вопиюще песнь: | Аллилуиа. Между тем, как предшествуют Ему чины Анеглов со всеми Началами и Властями, многоочитые Херувимы и шестокрылатые Серафимы, закрывающие свои лица и воспевающие песнь, аллилуиа. Задостойником служит 9-ая песнь (ирмос) канона:

Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына: возстану бо, и прославлюся и вознесу со славою, непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия. Не рыдай и Мне, Матерь, видя во гробе Сына, которого Ты зачала во чреве безсеменно; ибо Я восстану и прославлюсь, и как Бог, вознесу во славе непрестанно с верою и любовью величающих Тебя. Согласно древнему обычаю верующие могут оставаться в храме и по окончании Литургии до наступающего Светлого праздника, проводя время в чтении и слушании книги "Деяний Апостольских". Для подкрепления сил оставшихся в храме молитвенников Уставом церковным положено совершать в конце Литургии освящение хлебов и раздавать их верующим. Богослужение Великой Субботы служит постепенным приготовлением и переходом к наступающему Светлому дню, считающемуся Праздником праздников.

6. Праздничное Богослужение

119. Понятие о праздниках вообще