«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Праздничными днями, или праздниками, называются дни, посвященные воспоминанию какого-нибудь священного события или священного лица из истории Церкви с тою целью, чтобы расположить верующих к уразумению смысла воспоминаемого события, или к подражанию жизни святых. Так как на каждый день приходится память какого-нибудь Святого, и даже нескольких Святых, то можно сказать, что на каждый день приходится какой-нибудь праздник. Но так как в ряду священных событий и лиц есть особенно важные по своему значению для христианства события и лица, то церковным Уставом положено делить праздники на великие, средние и малые. В великие праздники бывает особенно торжественное богослужение (накануне великих праздников совершается Всенощное бдение 148, число стихов из "Господи воззвах" перед стихирами произносится на 10 или на 8, бывает лития, поется "полиелей", величание и поется Великое славословие. В эти дни Церковь и Государство освобождают своих членов от их обыкновенных занятий, чтобы они могли беспрепятственно проводить время в молитве, чтении Слова Божия и присутствия за богослужением, за которым прославляется праздник. Великими праздниками считаются Пасха Христова и двунадесятые праздники.

Двунадесятые праздники отмечаются в церковном Уставе знаком креста в круге. Эти праздники имеют так называемые предпразднества и попразднества: такими именами называются несколько предшествующих празднику и последующих дней. Средние праздники отмечаются в уставе знаком креста в полукружии или знаком креста без полукружия; средними праздниками считаются, напр. день Св. Ап. и Еванг. Иоанна Богослова, Святителя Николая, Покров Пресвятой Богородицы и др. Богослужение средних праздников отличается по сравнению с Великими праздниками меньшею торжественностью, некоторые из средних праздников имеют на утрени полиелей, но не имеют Всенощного бдения. Малые праздники в церковном Уставе отмечаются полукругом с тремя точками, или красным, или черным: таковы, напр. "Происхождение честных древ Креста Господня" (1 августа), "Праздник Нерукотворенного Спаса" (16 августа) и др. Эти праздники не имеют "полиелея" и отличаются от обыкновенных дней или умножением числа стихир в честь воспоминаемого события, или сверх того еще пением Великого Славословия, которое не читается, как в будние дни, а поется при открытых Царских вратах.

Молитвы, в которых выражается смысл праздника, находятся в Минее месячной и праздничной. Чем больше праздник, тем большее количество этих молитв заимствуется из Минеи. Напротив, если в известное число года случится средний или малый праздник, то часть стихир, канонов, тропарей и кондаков берется и из Октоиха. Такое сочетание Октоиха и Минеи за богослужением объясняется тем, что на каждый день (как говорилось в § 52) приходится три круга богослужения: повседневный, седмичный и годовой.

По месту празднования праздники разделяются на: общие, отправляемые всею православною Церковью, каковы праздники великие, средние и малые; местные и храмовые.

По времени праздники делятся на неподвижные, которые бывают в одни и те же числа месяца, и на подвижные, которые приходятся на разные числа, в зависимости от праздника Пасхи. Но так как почти все праздники совершаются или во Славу Божию, или в честь Божией Матери, или в честь Святых, то праздники можно разделить еще на три разряда: Праздники Господни, Праздники Богородичны и — в честь Святых 149.

120. Составные части богослужения

Многие из двунадесятых праздников появились в первые века христианства; с IV века празднование их постепенно принимает широкое распространение в Церкви; богослужение постепенно обогащается различными песнопениями, молитвами и обрядами. Смысл и сущность двунадесятых праздников выражается: во всех стихирах (на "Господи воззвах", на стиховне, на литии, на хвалитех); в паремиях; в тропарях и кондаках; в канонах; в прокимнах и антифонах; в чтении Апостола и Евангелия; в задостойнике или в ирмосе 9-й песни канона, который поется вместо "Достойно есть, яко воистину" и в некоторых внешних обрядах и обычаях.

121. Богослужение праздника Пасхи

Величайший из всех христианских праздников по важности воспоминаемых событий и по торжественности богослужения есть праздник Пасхи, установленный в воспоминание Воскресения Иисуса Христа из мертвых (Рис. 202 — 204, л. 49).

До начала службы верующие в храме назидаются чтением Деяний Апостолов. Богослужение начинается совершением Полунощницы, во время которой поется канон: "Волною морскою". Во время пения 9-й песни "Не рыдай Мене, Мати", после каждения, плащаница уносится в алтарь. По окончании Полунощницы начинается пасхальная Утреня. Священнослужители в блестящих ризах, с крестом, Евангелием и иконами в предшествии крестного хода выходят из храма и обходят вокруг него с пением стихиры: "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити". Крестный ход напоминает мироносиц, шедших глубоким утром ко гробу, чтобы помазать Тело Иисуса Христа. Крестный ход останавливается у западных дверей, которые бывают затворены: это напоминает положение мироносиц, получивших первую весть о воскресении Господа у дверей гроба. Священник, окадив иконы и присутствующих, полагает начало Утрени возгласом: "Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице". Храм освещается множеством светильников. Священно- и церковнослужители поют тропарь праздника: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав" (с особыми пасхальными стихами-припевами). Этот же тропарь повторяют певчие. После этого священнослужитель с крестом в руках, подобно Ангелу, отвалившему камень от дверей гроба, отверзает затворенные двери храма, и крестный ход, священнослужители и верующие входят в храм с пением той же радостной песни "Христос Воскресе". Далее, после великой ектении, поется торжественным и радостным напевом пасхальный канон "Воскресения день"… составленный св. Иоанном Дамаскиным и являющийся по своему содержанию торжественным гимном в честь Воскресения Господа нашего Иисуса Христа и Его Божественного величия. Тропари пасхального канона не читаются, а поются с припевом: "Христос Воскресе из мертвых"… Во время пения канона священник кадит св. иконы и народ, приветствуя его радостным восклицанием: "Христос Воскресе". Народ отвечает: "Воистину Воскресе". Выходы священнослужителей для многократных каждений и радостные приветствия напоминают о многократных явлениях Господа Своим ученикам и радости их при виде Его. После каждой песни канона читается малая ектения. После окончания канона поется следующий утренний экзапостилларий:

"Плотию уснув, яко мертв, Царю и Господи, тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли, и упразднив смерть: Пасха нетления, мира спасение". После утреннего экзапостиллария поется: "Всякое дыхание да хвалит Господа" и стихиры на хвалитех. К ним присоединяются стихиры Пасхи с припевом: "Да воскреснет Бог и расточатся враги Его". Во время пения пасхальных стихир верующие дают друг другу братское лобызание, т.е. "христосуются", с радостным приветствием "Христос Воскресе!" "Воистину Воскресе" и дарят друг другу крашеные яйца, которые служат символом новой, вечной, блаженной жизни, открывшейся из гроба Спасителя. После пения пасхальных стихир бывает чтение слова св. Иоанна Златоуста (начинается это слово так: "Аще кто благочестив и боголюбив да насладится сего светлого торжества"…), затем произносятся две обычные ектении — сугубая и просительная — и следует отпуст Утрени, который священник совершает с крестом в руке, возглашая: "Христос Воскресе".

Пасхальные часы состоят из пения пасхальных песнопений. Начинаются часы возгласом: "Благословен Бог наш". Затем поется три раза тропарь: "Христос Воскресе"… и следующие песнопения: