«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

"Воскресение Христово видевше"… (вместо трех псалмов, поется поэтому три раза).

Предварившия утро яже о Марии и обретшия камень отвален от гроба, | слышаху от Ангела: | во свете присносущнем Сущаго, | с мертвыми что ищете, яко человека; | видите гробныя пелены; | тецыте и миру проповедите, | яко воста Господь, умертвивый смерть; | яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий. | Прибывшие жены Мироносицы с Мариею до рассвета и нашедшие камень отвален от гроба, услышали от Ангела: "зачем вы Живущего во свете вечном (незаходящем) ищете, как человека среди мертвых. Посмотрите на погребальные пелены. Пойдите скорее и возвестите миру, что восстал Господь, уничтоживший смерть, потому что Он есть Сын Бога, спасающего человеческий род". Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертие, | но адову разрушил еси силу, | и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже, | женам мироносицам вещавый: радуйтеся, | и Твоим Апостолом мир даруяй, | падшим подаяй воскресение. | Хотя Ты, Бессмертный, и во гроб сошел, но Ты уничтожил могущество ада и, как Победитель, воскрес, Христе Боже, сказавши женам мироносицам: "Радуйтесь!" Апостолам Своим преподал мир, падшим подаешь воскресение. Во гробе плотски, во аде же с душою яко Бог, | в раи же с разбойником и на престоле был еси, Христе со Отцем и Духом, | вся исполняй Неописанный.| Христе, во гробе Ты был плотью (телесно), в аду с душою как Бог, в раю с разбойником и на престоле с Отцом и Духом, все наполняя, Неописуемый. Слава:

Яко живоносец, яко рая краснейший, | воистину и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, | источник нашего воскресения.| Гроб Твой, Христе, по живоносности благотворнее рая и поистине светлее всякого царского чертога. Он — источник нашего (будущего) воскресения. И ныне:

Вышняго освященное Божественное селение, радуйся, | Тобою бо дадеся радость, Богородице, зовущим: | Благословенна Ты в женах еси, Всенепорочная Владычице.| Как священное вместилище Вышнего (жилище), Богородице, радуйся! Через Тебя дарована радость нам, взывающим: "Благословенна Ты между женами, Пренепорочная Владычица". Затем "Господи помилуй" (40 раз) и отпуст часов.

В таком же порядке поются 3-й, 6-й и 9-й часы. По окончании пасхальных часов совершается пасхальная Литургия. В начале Литургии, после обычного возгласа, священнослужители в алтаре поют трижды "Христос Воскресе" с припевами, и далее обычный порядок. Вместо изобразительных псалмов на Пасхе праздничные антифоны. Вместо "трисвятого" на пасхальной Литургии поется "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа". Апостол берется из Деяний Св. Апостолов (Деян. 1:1-8). Евангельское чтение берется из первой главы Евангелия Иоанна (1:1-17), где говорится о воплощении Сына Божия Иисуса Христа, называемого "Словом" 150. Евангелие в первый день Пасхи может читаться священнослужителями на разных языках в ознаменование того, что слава Воскресшего Господа распространяется между всеми народами и возвещается на разных языках Задостойник Пасхи:

Ангел вопияше благодатней | Чистая Дево, радуйся! | и паки реку: радуйся! | Твой Сын воскресе, | тридневен от гроба,| и мертвыя воздвигнувый: | людие веселитеся! |

Светися, светися | новый Иерусалиме, | слава бо Господня на Тебе возсия: | ликуй ныне и веселися Сионе: | Ты же Чистая красуйся, Богородице | о востании Рождества Твоего. |

Вместо "Видехом свет истинный" и в начале отпуста поется также "Христос Воскресе". После Литургии бывает освящение артоса. Под именем артоса разумеется хлеб или просфора с изображением на ней Христа или Воскресения Христова. Артос с одной стороны служит напоминанием того, что Иисус Христос крестною смертью и воскресением сделался для нас истинным Хлебом Животным, а с другой — напоминает Спасителя, неоднократно преломлявшего хлеб и вкушавшего с Апостолами пищу для уверения их в истине Своего воскресения. В субботу на пасхальной неделе артос раздробляется и раздается верующим после Литургии вместо антидора.

Благословением после Литургии "брашен", т.е. сыра, мяса и яиц дается верующим разрешение от поста.

Вечером совершается Пасхальная Вечерня. Особенность ее следующая: настоятель облачается во все священные одежды и после вечернего входа с Евангелием читает, оборотясь лицом к народу, Евангелие, повествующее о явлении Господа Иисуса Христа Апостолам вечером в день Своего воскресения из мертвых (Иоанна 20:19-23). В течение 40 дней до праздника Вознесения Господня поются за богослужением пасхальные тропари, стихиры и каноны, и на Литургии вместо: "Видехом свет истинный" и перед отпустом поется "Христос Воскресе". Молитва Св. Духу, "Царю Небесный" не читается и не поется до праздника Св. Троицы 151.

122. Богослужение праздника Рождества Богородицы

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы установлен в воспоминание Рождества Пресвятой Девы Марии от Св. и праведных "Богоотец" Иоакима и Анны. начало празднования относится к IV веку.

В стихирах (на "Господи воззвах", на стиховне, на литии и на хвалитех), с одной стороны, содержится вероучительная мысль, что в лице Девы Марии Господь приготовил Себе земной Престол и Царский чертог, что Матерь Божия Своим величием превосходит всех жен, потому что от Нее родился Сын Божий; что прекращение бездетной жизни родителей Матери Божией указывает нам на то, что и наша духовная бездеятельность, т.е. неимение добра, "разрешится", т.е. уничтожится. С другой стороны, в этих же стихирах все люди — и ветхозаветные (Адам и Ева, Давид, Иоаким и Анна), и новозаветные (присутствующие в храме) — приглашаются возрадоваться и прославить Матерь Божию, потому что через Нее небо соединилось с землею, ад посрамился, двери рая (Царства Небесного) снова открылись людям, мы обновились и "обожились", т.е. сделались причастными Божией благодати и святости. Помимо сравнения с царским чертогом и престолом, Матерь Божия сравнивается еще в стихирах с небом, на которое взошел Иисус Христос, — с садом живоносным, — дверью, через которую прошел Великий Спаситель (Спаситель), — с купиной, от которой возжегся Божественный огонь, т.е. Иисус Христос, — с храмом Божиим одушевленным.