«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Днесь благоволения Божия предображение | и человеком спасения проповедание,| в храме Божии ясно Дева является | и Христа всем предвозвещает,| Той и мы велегласно возопиим: | радуйся смотрения | Зиждителева исполнение.| Сегодня предизображение благоволения Божия и предвестие о спасении Людей! Дева открыто является в храме Божием и всем предвозвещает о Христе. Ей и мы громко возгласим: "радуйся, исполнение промышления о нас Создателя". Кондак:

Пречистый храм Спасов, | многоценный чертог и Дева,| священное Сокровище славы Божия, | днесь вводится в дом Господень, | благодать совводящи, яже в Дусе Божественном,| юже воспевают Ангели Божии: | сия есть селение небесное.| Пресвятая Дева, — пречистый Спасов храм и многоценный чертог, священное хранилище славы Божией, — сегодня вводится в дом Господень и вводит с Собою благодать Божественного Духа. Ее воспевают ангелы Божии: Она есть селение небесное. В каноне на Введение во храм изображается сначала внешняя картина этого события — как юная Отроковица, украшенная подобно невесте, окруженная всеми близкими ее сердцу, приводится своими благочестивыми родителями в храм Божий воспитаться перед Господом. Священники, служившие храму, с духовными песнями выходят к ней навстречу, и священник Захария, приняв чистую Деву от благочестивой Анны, по особому откровению, вводит Ее в самое сокровенное отделение храма — во Святое Святых. В соответствии с этой внешней картиной события раскрывается и внутренняя сторона, внутреннее значение праздника. Именно: говорится, что Господь хотел открыть особенное благоволение Свое к Пресвятой Деве через такое торжественное принятие Ее во Св. храм. Господь показал этим, что вводимая есть не обыкновенная Дева, посвящаемая на благочестивые занятия в храме, но предизбранная в жилище самого Бога Отроковица и полагавшая тогда начало больших Божиих благословений на людей всего мира. Кроме канона на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, с этого дня начинается еще пение радостного канона на Рождество Христа Спасителя: "Христос раждается, славите"…

Прокимен тот же, что и на праздник Рождества Богородицы.

В Апостоле (Евр. 9:1-7) содержится мысль, что Матерь Божия была прообразована в Ветхом Завете скиниею.

В Евангелии (то же, что и на праздник Рождества Богородицы) содержится похвала материнству Божией Матери.

Задостойник:

Ангели вхождение Пречистыя зряще удивишася: како Дева вниде во Святая Святых. Ангелы, видя вход (во храм) Пречистой Девы, удивились: как Дева вошла во Святое Святых. Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных: устне же верных Богородице немолчно, глас Ангела воспевающе с радостию да вопиют: истинно выше всех еси, Дево Чистая. Рука непосвященных отнюдь да не коснется одушевленного кивота Божия; уста же верных, воспевая неумолчно воззвание Ангела к Богородице, в радости да восклицают: истинно выше всех Ты, Дева Чистая. Причастен: "Чашу спасения прииму и имя Господне призову".

125. Богослужение Рождества Христова

Этот праздник установлен в воспоминание Рождества Иисуса Христа от Пресвятой Девы Марии в Вифлееме Иудейском. Начало празднования относится к первому веку, но до конца IV века оно праздновалось 6 января вместе с Крещением и называлось Богоявлением. Церковь приготовляет верующих к достойному празднованию Рождества Христова сорокадневным постом, который называется Рождественским или Филипповым, потому что начинается с 14 ноября, памяти Апостола Филиппа. Канун или навечерие Рождества Христова православные христиане проводят в особо строгом посте. По Уставу церковному в этот день полагается вкушать сочиво, обваренную пшеницу с медом, поэтому этот день называется сочевником или сочельником. (рис. 190 л. 45).

В навечерие Рождества Христова совершаются отдельно от Литургии "Царские часы". Царскими часы называются потому, что на них положено возглашать полное многолетие Государю Императору, всему Царствующему Дому и всем православным христианам. Царские часы отличаются от обыкновенных часов тем, что на них читаются особые, соответствующие празднику: паремии, Апостол и Евангелие.

После полудня совершается Литургия Св. Василия Великого с Вечернею. На этой Вечерни поются стихиры на "Господи воззвах", в которых, с одной стороны, изображается внутреннее значение воплощения Сына Божия, благодаря чему разрушилась распря между Богом и людьми, огненный меч ангела, пресекавший вход в рай, обратился назад, и мы снова получили доступ в рай. С другой стороны, изображается внешняя картина Рождества Христова: славословие ангелов, смятение Ирода и объединение всех людей под властью императора Римского Августа.

В шести паремиях содержатся следующие мысли: в 1 паремии (Быт. 1:1-13) говорится о сотворении Богом человека; во 2 паремии (Числ. 24:2-9, 17-18) — о пророчественном предзнаменовании звезды от Иакова и рождении Человека, Которому покорятся все люди; в 3 паремии (Михея 4:6-7, и 5:2-4) — о рождении Иисуса Христа в городе Вифлееме; в 4 (Исайи 11:1-10) — о прозябшем жезле из корене Иессеева, (т.е. об Иисусе Христе) и о том, что на Нем почиет Дух Божий; в 5 паремии (пр. Варуха 3:36-38, 4:1-5) — о явлении на земле Отрока Божия, о жизни Его на земле; в 6 паремии (Дан. 2:31-36, 44-45) — о восстановлении Богом небесного Царствия. По окончании Литургии священнослужители пред иконою праздника, поставленною среди церкви, славят Христа пением тропаря и кондака Праздника.

В самый праздник Рождества Христова торжественная Всенощная начинается Великим повечерием (вместо Вечерни) с пением ветхозаветных стихов: "С нами Бог" (содержащих пророчество об Иисусе Христе) и включением литии, после чего Всенощная совершается обыкновенным порядком. В стихирах на литии высказываются мысли: о торжестве неба и земли, ангелов и человеков, радующихся сошествию Бога на землю и о последовавшей за сим духовно-нравственной перемене в людях. В стихирах на стиховне повторяются те же мысли, что и в стихирах на "Господи воззвах" и на литии, только на других словах. Высказывается также мысль о том, что совершилось преславное чудо: "Слово рождается нетленно от Девы и не отлучается от Отца".