«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

В паремиях содержатся следующие мысли: в первой паремии говорится о том (Быт. 49:1-12), как патриарх Иаков, благословляя своего сына Иуду, предсказал, что из его рода будут происходить цари до тех пор, пока не явится Примиритель (т.е. Господь Иисус Христос). Во второй паремии (Софонии 3:14-19) пророчествуется о торжестве Сиона и ликовании Израиля, потому что среди них находится Господь, Царь Израилев. В третьей паремии (Захарии 9:9-15) предсказывается о торжественном входе Иисуса Христа в Иерусалим (на молодом осле) и о ликовании жителей Иерусалима по поводу этого радостного события.

Тропарь:

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя,| из мервых возвигл еси Лазаря, Христе Боже,| темже и мы, яко отроцы, победы знамения носяще,| Тебе, Победителю смерти вопием: | осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне.| Уверяя, что будет общее воскресение мертвых, Ты воскресил Лазаря прежде Твоих страданий, Христе Боже. Поэтому мы, подобно детям, нося знамение победы, восклицаем Тебе, Победителю смерти: "осанна в вышних, благословен грядущий во имя Господне". Кондак:

На престоле на небеси,| на жребяти на земли носимый, Христе Боже,| Ангелов хваление и детей воспевание приял еси зовущих Ти: | благословен еси, грядый Адама воззвати.| Христе Боже, на небесах носимый на престоле, а на земле на осленке, Ты принял воспевание от детей и хвалу от Ангелов, взывающих: "Благословен Господь, Идущий вызвать (из Ада) Адама". В каноне изображается радость истинного Израиля, удостоенного быть свидетелем Царского входа Господня в Иерусалим. То было шествие Господа неба и земли, Мессии — Христа, Владыки израильтян и Царя Сиона, вступающего в собственное царство с божественною силою, властью и славой. В каноне изображается также злоба книжников и фарисеев и первосвященников иудейских, с какою они смотрели на торжество Сына Давидова, и которая послужила к их же посрамлению. Все живущее приглашается прославить Господа, идущего на вольные страдания, которые избавили нас от ада и смерти.

В Апостоле (Филипп. 4:4-9) верующие призываются к кротости, миролюбию, молитвенному настроению и верности учению Христову.

В Евангелии повествуется о Входе Господнем в Иерусалим (Иоанна 12:1-18) и о вечери в Вифании.

В прокимне "Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам" слышится приветствие грядущему Господу.

Задостойник:

Бог Господь и явися нам, составите праздник и веселящеся приидите, возвеличим Христа, с ваиями и ветвями, песньми зовуще: благословен грядый во имя Господне Спаса нашего. Бог — Господь, и Он явился нам, устройте празднество, — придите, станем в радости прославлять Христа, с пальмами и ветвями в песнях восклицать: "благословен грядущий во имя Господне, Спасителя нашего". Особенностями праздника Входа Господня является освящение ваий или верб на Всенощной, после утреннего Евангелия, и раздача их молящимся. Ваии являются напоминанием об обстоятельствах входа Иисуса Христа, когда дети и народ срывали с деревьев ветки и устилали ими путь Христу, и вместе с тем служат символом пробуждения человека после смерти, как пробуждается природа после зимнего сна. Потому "вайи" и называются в тропаре знамениями победы.

130. Богослужение Вознесения Господня

Вознесение Господне празднуется в сороковой день после Пасхи (рис. 166, л. 40 и 204, л. 49). Начало относится к III — ІV векам.

В стихирах, помимо внешней картины праздника (шествие Иисуса Христа к горе Елеонской, благословение Апостолов, явление Ангелов), изображение и внутренняя сторона его, а именно: скорбь Апостолов перед разлукой с Учителем, просьба Апостолов о ниспослании Св. Духа, удивление небожителей (Ангелов) и их вопрос: "Кто сей возшел на небеса красный (прекрасный) муж, не человек только, но Бог и человек". Поясняется в стихирах также и цель восшествия Господа на небо: ниспослать на Апостолов Св. Духа и указать нам вход на небеса. Наконец, все верующие приглашаются помолиться Господу о ниспослании и на них Св. Духа.

В паремиях высказываются следующие мысли: в первой паремии (Исаии 2:2-3) предсказывается о горе дома Господня, которая будет поставлена во главу горе и к которой потекут все народы и скажут: "приидите, войдем на гору Господню, в дом Бога Иаковля, и Он научит нас путям Своим"; во второй паремии (Исаии 62:10-12, 63:1-9) предсказывается о величии и славе Спасителя и о том, что искупленные Им будут народом Святым; в третьей (Захар. 14:1-11) предсказывается, что Господь станет на горе Елеонской, которая пред лицом Иерусалима в востоку, и в тот день будет Господь Царем над землею.