«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

В Евангелии (Луки 1:24-38) содержится повествование о Благовещении Пресвятой Деве Марии.

Задостойник:

Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, небеса, Божию славу. Земля, возвещай радость великую, небеса, хвалите славу Божию. Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных, устне же верных Богородице немолчно глас Ангела воспевающе, с радостью да вопиют: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. Рука непосвященных (нечистых) отнюдь да не дерзает касаться (Тебя), Одушевленного Кивота Божия, уста же верующих, воспевая неумолчно приветствие Ангела Богородице, в радости да восклицают: "радуйся, Благодатная, Господь с Тобою" Причастен:

Избра Господь Сиона, и изволи его в жилище Себе. Господь избрал Сион и возжелал его в жилище для Себя.

129. Богослужение входа Господня в Иерусалим

Праздник входа Господня в Иерусалим празднуется в различные числа в зависимости от праздника Пасхи, но всегда бывает за неделю до Пасхи. Этот праздник установлен в воспоминание того, как Иисус Христос торжественно входил в Иерусалим, окруженный множеством народа, из которых одни постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с деревьев, бросали их по пути и восклицали: "Осанна Сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне! Осанна в вышних" (Мф. 21:7-9), (рис. 197, л. 47).

В стихирах прежде всего излагается история входа Господня в Иерусалим и предшествующего этому входу события, воскрешения Лазаря, а затем указывается на смирение Спасителя, проявившееся в скромном шествии на бессловесном жеребяти; говорится, что Спаситель приходит в мир для спасения нашего от первородного греха и исполнения ветхозаветных пророчеств. Наконец, содержится призыв к верующим воскликнуть по примеру иерусалимских детей Господу: "Благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних".

В паремиях содержатся следующие мысли: в первой паремии говорится о том (Быт. 49:1-12), как патриарх Иаков, благословляя своего сына Иуду, предсказал, что из его рода будут происходить цари до тех пор, пока не явится Примиритель (т.е. Господь Иисус Христос). Во второй паремии (Софонии 3:14-19) пророчествуется о торжестве Сиона и ликовании Израиля, потому что среди них находится Господь, Царь Израилев. В третьей паремии (Захарии 9:9-15) предсказывается о торжественном входе Иисуса Христа в Иерусалим (на молодом осле) и о ликовании жителей Иерусалима по поводу этого радостного события.

Тропарь:

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя,| из мервых возвигл еси Лазаря, Христе Боже,| темже и мы, яко отроцы, победы знамения носяще,| Тебе, Победителю смерти вопием: | осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне.| Уверяя, что будет общее воскресение мертвых, Ты воскресил Лазаря прежде Твоих страданий, Христе Боже. Поэтому мы, подобно детям, нося знамение победы, восклицаем Тебе, Победителю смерти: "осанна в вышних, благословен грядущий во имя Господне". Кондак:

На престоле на небеси,| на жребяти на земли носимый, Христе Боже,| Ангелов хваление и детей воспевание приял еси зовущих Ти: | благословен еси, грядый Адама воззвати.| Христе Боже, на небесах носимый на престоле, а на земле на осленке, Ты принял воспевание от детей и хвалу от Ангелов, взывающих: "Благословен Господь, Идущий вызвать (из Ада) Адама". В каноне изображается радость истинного Израиля, удостоенного быть свидетелем Царского входа Господня в Иерусалим. То было шествие Господа неба и земли, Мессии — Христа, Владыки израильтян и Царя Сиона, вступающего в собственное царство с божественною силою, властью и славой. В каноне изображается также злоба книжников и фарисеев и первосвященников иудейских, с какою они смотрели на торжество Сына Давидова, и которая послужила к их же посрамлению. Все живущее приглашается прославить Господа, идущего на вольные страдания, которые избавили нас от ада и смерти.

В Апостоле (Филипп. 4:4-9) верующие призываются к кротости, миролюбию, молитвенному настроению и верности учению Христову.

В Евангелии повествуется о Входе Господнем в Иерусалим (Иоанна 12:1-18) и о вечери в Вифании.

В прокимне "Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам" слышится приветствие грядущему Господу.