«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

1-й припев: Величай, душе моя, вознесшагося от земли на небо Христа Жизнодавца.

2-й припев: Ангели восхождение Владыки зряще, ужасахуся, какою славою взятися от земли нагорнях.

Тя паче ума и словесе Матерь Божия, в лето Безлетнаго неизреченно рождшую вернии единомудренно величаем. Тебя, непостижимо для ума и невыразимо для слова сделавшуюся Матерью Бога, неизреченно родившую во времени Безвременного, мы, верные, единомысленно величаем. Причастен: "Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубнем".

131. Богослужение Троицы или Пятидесятницы

Праздник Пятидесятницы установлен в воспоминание сошествия Св. Духа на Апостолов в виде огненных языков. Называется он Пятидесятницею оттого, что сошествие Св. Духа совершилось в пятидесятый день по Воскресении Христовом и совпало с ветхозаветным праздником Пятидесятницы (в память синайского законодательства). Праздник называется Троицыным днем потому, что с сошествием Св. Духа на Апостолов вполне открылось промыслительное действие Пресвятой Троицы о спасении людей. Бог Отец ниспослал Св. Духа через искупительные заслуги Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа; поэтому Св. Церковь особенным образом приглашает верующих поклониться Триипостасному Божеству — "Сыну во Отце со Святым Духом". Празднование Св. Духу совершается на другой день после Св. Пятидесятницы, в понедельник, который поэтому называется "Духовым днем". Начало празднования Троицына дня относится к Апостольскому веку.

В стихирах содержатся следующие мысли: изображение внешней картины Сошествия Св. Духа на Апостолов (собрание Учеников, шум с неба, огненные языки, проповедь Апостолов на разных языках и пр.); изображение духовной перемены Апостолов (умудрение их, научение их дару языков), Божественных свойств Св. Духа (Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, Свет, Источник благостыни, Дух премудрости, Дух разума, Разделитель дарований) и Его благодатных действий (озарение пророчествами, поставление в священнослужители, обновление ума, получение мудрости); изображение Ипостасных свойств Св. Троицы и единства по Существу; г) изображение того, что сошествием Св. Духа закончены планы Божественного домостроительства о спасении людей.

Содержание паремии следующее: в первой паремии (Числ. 11:16-29) повествуется о том, как Господь повелел избрать Моисею 70 мужей из старейшин Израильских для управления народом, и о том, как Моисей поставил избранных мужей возле скинии и как Господь сошел в облаке, и они стали пророчествовать. Во второй паремии (Иоиля 2:23-32) предсказывается об излиянии Св. Духа на всякую плоть человеческую. В третьей паремии (Иезек. 36:24-28) говорится об обновлении душ верующих благодатью Св. Духа: что они будут иметь новое сердце и будут исполнять заповеди Божии.

Канон на праздник Пятидесятницы есть гимн в честь Св. Троицы и, в частности, в честь Св. Духа. В каноне воспевается сошествие Св. Духа на Апостолов, как наглядное свидетельство обещания Спасителя, вспоминаются здесь древние пророчества о ниспослании Св. Духа на всякую плоть, и воспевается существо Св. Духа, Третьей Ипостаси Св. Троицы, во всем равной Богу Отцу и Богу Сыну. В каноне также излагаются обстоятельства сошествия Св. Духа на Апостолов, описанные Св. Лукою в Деяниях Апостольских (2:1-13), и излагается важность и благодетельность этого священного события: Св. Троица отныне, после сошествия Св. Духа, вступила как бы в Новый Завет с искупленным родом человеческим. Сошествие Св. Духа должно приниматься верующими за начало бесчисленных благодеяний Божественного Утешителя.

Тропарь:

Благословен еси, Христе Боже наш,| Иже премудры ловцы явлей,| ниспослав им Духа Святаго,| и теми уловлей вселенную,| Человеколюбче, Слава Тебе. Благословен Ты, Христе Боже наш, соделавший мудрыми рыбаков (Апостолов), ниспославши им Св. Духа, и тем помог им уловить (привлечь к вере) вселенную. Слава Тебе, Человеколюбец! Кондак:

Егда снизшед языки слия,| разделяше языки Вышний;| егда же огненные языки раздаяше;| в соединение вся призва,| и согласно славим Всесвятаго Духа. Когда Вышний, сошедши, смешал языки, то Он тем разделил народы, а когда ниспослал огненные языки, призвал всех к единению, и вот мы все единодушно прославляем Всесвятого Духа. В прокимне говорится о вселенной проповеди Апостолов: "Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их".

В Апостоле (Деян. 2:1-13) содержится повествование о сошествии Св. Духа на Апостолоа.

В Евангелии (Иоанна 7:37-52; 8:12) содержится проповедь Иисуса Христа на празднике кущей об излиянии Св. Духа на верующих.