«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Содержание паремии следующее: в первой паремии (Числ. 11:16-29) повествуется о том, как Господь повелел избрать Моисею 70 мужей из старейшин Израильских для управления народом, и о том, как Моисей поставил избранных мужей возле скинии и как Господь сошел в облаке, и они стали пророчествовать. Во второй паремии (Иоиля 2:23-32) предсказывается об излиянии Св. Духа на всякую плоть человеческую. В третьей паремии (Иезек. 36:24-28) говорится об обновлении душ верующих благодатью Св. Духа: что они будут иметь новое сердце и будут исполнять заповеди Божии.

Канон на праздник Пятидесятницы есть гимн в честь Св. Троицы и, в частности, в честь Св. Духа. В каноне воспевается сошествие Св. Духа на Апостолов, как наглядное свидетельство обещания Спасителя, вспоминаются здесь древние пророчества о ниспослании Св. Духа на всякую плоть, и воспевается существо Св. Духа, Третьей Ипостаси Св. Троицы, во всем равной Богу Отцу и Богу Сыну. В каноне также излагаются обстоятельства сошествия Св. Духа на Апостолов, описанные Св. Лукою в Деяниях Апостольских (2:1-13), и излагается важность и благодетельность этого священного события: Св. Троица отныне, после сошествия Св. Духа, вступила как бы в Новый Завет с искупленным родом человеческим. Сошествие Св. Духа должно приниматься верующими за начало бесчисленных благодеяний Божественного Утешителя.

Тропарь:

Благословен еси, Христе Боже наш,| Иже премудры ловцы явлей,| ниспослав им Духа Святаго,| и теми уловлей вселенную,| Человеколюбче, Слава Тебе. Благословен Ты, Христе Боже наш, соделавший мудрыми рыбаков (Апостолов), ниспославши им Св. Духа, и тем помог им уловить (привлечь к вере) вселенную. Слава Тебе, Человеколюбец! Кондак:

Егда снизшед языки слия,| разделяше языки Вышний;| егда же огненные языки раздаяше;| в соединение вся призва,| и согласно славим Всесвятаго Духа. Когда Вышний, сошедши, смешал языки, то Он тем разделил народы, а когда ниспослал огненные языки, призвал всех к единению, и вот мы все единодушно прославляем Всесвятого Духа. В прокимне говорится о вселенной проповеди Апостолов: "Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их".

В Апостоле (Деян. 2:1-13) содержится повествование о сошествии Св. Духа на Апостолоа.

В Евангелии (Иоанна 7:37-52; 8:12) содержится проповедь Иисуса Христа на празднике кущей об излиянии Св. Духа на верующих.

Задостойник:

Радуйся Царице, Матеродевственная Славо: всяка бо удобообращательная, богоглаголивая уста витийствовати не могут. Тебе пети достойно; изумевает же ум всяк Твое рождество разумети, темже Тя согласно славим. Радуйся Царица, Преславная Матерь — Дева. Ибо никакой удободвижный, красноречивый язык не может (так) витийствовать (составлять песни), чтобы воспеть Тебя по достоинству, и никакой ум не в силах постигнуть Твое рождение, посему мы единогласно Тебя славим. Причастен:

Дух Твой благий наставит мя на землю праву. Дух Твой благой да ведет меня в землю правды (праведности). После Литургии в день Св. Пятидесятницы совершается Вечерня по обычному плану. На этой Вечерни читаются три молитвы с коленопреклонением. Составлены эти молитвы Св. Василием Великим. В первой молитве мы исповедуем перед Отцом Небесным наши грехи и просим Его помиловать нас ради великой жертвы Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа. Во второй молитве мы просим Господа даровать нам Божественного Духа. В третьей молитве просим Господа, сошедшего в ад и сокрушившего силу дьявола, упокоить наших усопших отцов и братьев в месте светле, в месте злачне, в месте покойне.

В праздник Пятидесятницы существует обычай украшать храмы и дома верующих деревьями и цветами в воспоминание того, что так праздновала праздник Пятидесятницы Церковь Ветхозаветная и Апостолы. По преданию, горница, в которой Апостолы получили Дары Св. Духа, сообразно с обычаем древности, была также украшена цветами и зеленью. Отсюда этот обычай распространился и в христианской Церкви. Деревья и цветы, приносимые в храм, как начатки возобновляющейся весны, в то же время указывают верующим на обновление душ их благодатью Св. Духа.

Начиная с Троицына дня за церковным Богослужением снова слышится молитва Св. Духу: "Царю Небесный" и "Видехом свет истинный", чтение и пение которых прекращается с 1 дня Святой Пасхи.

132. Богослужение Преображения Господня)