«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Дуновение на крещаемого перед оглашением изображает вторичное воссоздание человека, напоминая о первом создании, когда Господь "вдунул в лице человека дыхание жизни" (Быт. 2:7). — Обращение на запад — символ тьмы и зла — во время заклинания и отречения есть знак сознательного расставания с языческой жизнью, со всеми темными силами. Плюновение — крайний символ презрения. — Обращение на восток перед сочетанием с Христом есть знак принятия веры в Иисуса Христа, "Востока свыше и Солнца правды". — Чтение Символа Веры есть доказательство настоящей и будущей веры крещаемого в Иисуса Христа. — Освящение воды — вода освящается, как стихия естественного и видимого очищения. — Помазание крещаемого елеем, по образцу древних борцов, есть знак, что крещаемый также борец и воин за Церковь Христову. — Погружение есть символ Крещения Иисуса Христа, крестившегося через погружение; троекратное погружение — символ Св. Троицы. — Чтение псалма 31 изображает духовную перемену в человеке после Крещения. — Облачение в белую одежду — символ чистоты, а крест — символ христианского знамени и христианского самоотвержения. — Помазание Св. Миром — призвание человека к высокому служению. — Троекратное хождение указывает на вечный союз крещенного со всеми Лицами Св. Троицы, свечи означают духовную радость. — В Апостоле и Евангелии говорится о значении Таинства Крещения и о его Божественном установлении. — Пострижение служит знаком готовности крестившегося всем жертвам для Господа Бога.

139. Молитва в 40 день о матери

В 40 день после рождения младенца мать, если она выздоровела, приходит в первый раз в храм помолиться и поблагодарить Бога за свое выздоровление. Она приносит с собой и младенца и останавливается в притворе. Священник от имени всех верующих молится, чтобы Господь, спасший мать от смерти и болезни, очистил ее от всякого греха и сподобил бы причаститься Св. Таин, а рожденное дитя благословил, вырастил, укрепил, чтобы дитя, поживши по заповедям Божиим, получило бы участие в вечных радостях с Господом и Святыми. При этом девочку подносят к иконе Божией Матери, а мальчика вносят в алтарь в знак того, что он со временем может быть и служителем алтаря. Обычай приносить дитя в храм в 40 день по рождении установлен в Ветхом Завете; но для нас, христиан, он имеет священное значение потому, что Сам Иисус Христос был принесен в 40 день Своею Матерью в храм для принесения за Него жертвы (см. Задостойник на Сретение, § 127). После прочтения священником молитвы мать берет малютку домой с целью воспитать его в православной вере и научить его страху и Закону Божию.

140. Метрические книги

Крещение младенцев и взрослых вносится в так называемые "метрические книги". Этот обычай очень древнего происхождения. Еще в древности существовали так наз. "диптихи", т.е. книжечки, куда вписывались имена новообращенных и их восприемников для того, чтобы церковь знала, за кого приносить молитвы.

Наши метрические книги с XVII века делятся на три части: в первую часть вносится крещение, во вторую — брак, а в третью — погребение. При записи нужно обращать особенное внимание на точность и правильность каждого слова и каждой буквы, потому что "метрические свидетельства" очень важны для общественной и государственной жизни. Форма книг такая:

141. Таинство Покаяния

Для людей, согрешивших после крещения, в Церкви установлено Господом Иисусом Христом Таинство Покаяния. В нем кающийся, при видимом объявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом. Чин или богослужение этого Таинства состоит в следующем. Перед тем, как приступить к Таинству Покаяния, верующий предварительно говеет, т.е. постится, проводит время дома и в храме в молитве, вспоминает и сокрушается о содеянных грехах, а затем выслушивает в церкви "правило" перед Исповедью или ряд покаянных молитв, в которых говорится, чтобы Господь Бог по Своему долготерпению "ослабил, оставил, простил грехи, беззакония и согрешения вольная и невольная, яже в ведении и неведении, яже в преступлении и преслушании бывшая от рабов твоих сих"… Затем священник указывает кающемуся на Св. Икону и напоминает ему. что при исповеди невидимо присутствует Сам Бог, Господь наш Иисус Христос, Который принимает наши исповедания. Поэтому не надо ничего скрывать от своего духовника, который есть только свидетель наших грехов перед Богом, но высказать все грехи, чтобы получить от Господа исцеление. Если же кто умышленно скроет грех, то на нем "двойной грех будет". После выслушивания правила кающийся подходит к священнику, делает земной поклон перед лежащими на аналое Крестом и Евангелием (знак присутствия Самого Господа), и вручает священнику свечу, как жертву Богу за то великое благодеяние, которое он надеется получить после исповеди, т.е. прощение грехов. Вместе с тем свеча есть символ того, что в настоящую минуту сердце кающегося мягко, как воск, и потому готово воспринимать все внушения и распоряжения священника. Затем кающийся подробно перечисляет свои грехи, которые необходимо священнику знать для разрушения их. Иногда священник вопросами помогает ему совершенно высказаться и чистосердечно раскаяться, очистить свою душу.

После исповедания грехов кающийся становится на колени, священник возлагает ему на голову епитрахиль (как видимый знак благодати Божией) и читает разрешительную молитву: "Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит ти, чадо (имя), вся согрешения твоя и аз недостойный иерей, властию его мне данною прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа… аминь". В конце разрешительной молитвы священник благословляет исповедующегося и дает ему целовать Крест и Евангелие. Исповедь у нас совершается обыкновенно перед принятием Св. Таин и потому вечером исповедники выслушивают "вечернее правило", состоящее из положенных на этот случай молитв, акафиста и канонов, а утром "утреннее правило", состоящее из молитв, приготовляющих к Причащению. После покаяния и выслушивания правила человек получает право с благоговением приступить к Св. Причащению Христовых Таин Тела и Крови во оставление грехов и в начало будущей вечной, блаженной жизни.

142. Таинство Брака