«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

144. Таинство Священства

Уяснив значение божественной благодати для истинно-христианской жизни, преподаваемой в Таинствах Церкви, познакомимся, наконец, и с тем Таинством, которое служит источником других Таинств и которое низводит божественную благодать на совершителей Таинств Православной Церкви, т.е. на лиц Церковной Иерархии. Таким Таинством и является Таинство Священства, в котором Дух Святой правильно избранного через святительское (т.е. епископское) рукоположение поставляет для совершения Таинств и наставления людей в вере и благочестии. Таинство это установлено Самим Иисусом Христом, который, избрав Апостолов из числа многих слушателей Его учения (Ев. Луки 6:13; Иоан. 16:16; 17:12; Матф. 18:18; 28:19), дал им власть учить и совершать Таинства и, по вознесении, ниспослал им Святого Духа, облекшего их потребными для их служения силами (Деян. 1:8; 2:4). С тех пор зажженный огонь благодати Св. Духа хранится в Церкви и преемственно передается из рода в род. Наглядным и символическим знаком этой преемственной связи иерархических лиц со святыми Апостолами служит рукоположение, употребляемое для низведения на посвящаемых лиц благодати Св. Духа. Сообразно с тремя степенями церковной иерархии, Таинство Священства существует в трех видах: для рукоположения епископов, священников и диаконов. Наиболее сложным и торжественным является рукоположение во Епископа. Оно распадается на три момента: наречение, рукоположение и введение епископа в Церковное Общество.

По избрании кандидата во епископа Св. Синодом происходит наречение его во епископа.

Наречение состоит в том, что в присутствии членов Св. Синода и Обер-Прокурора Св. Синода в синодальном здании после пения тропаря и кондака в честь Св. Духа: "Благословен еси, Христе Боже наш"… и краткой ектении; (ектению и возглас произносит Первоприсутствующий иерарх; остальные епископы поют), обер-секретарь читает избранному в епископа указ об его избрании. Избранный на объявление отвечает: "благодарю, приемлю и ничтоже вопреки глаголю", и, сказав затем речь, принимает от иерархов благословение. Многолетием нареченному заканчивается обряд наречения. В ближайший праздничный день происходит хиротония.

Перед окончанием Часов архиереи, долженствующие посвятить нареченного, выходят из алтаря в полном облачении и садятся на седалища среди храма на амвоне. Затем выходит из алтаря нареченный в сопровождении протоиерея и протодиакона, и становится между солеею и архиерейском амвоном на коврике (орлеце). Тут на вопрос первенствующего архиерея: "чесо ради пришел еси, чесо просивши, и како веруюши", — нареченный отвечает: "хиротонии архиерейские благодати ищу" и читает Символ Веры. После второго вопроса: "како исповедуеши вочеловечение Христово", подробно излагает исповедание веры и, после 3 вопроса, обещает с своей стороны всегдашнюю, неизменную верность Св. православной Церкви и Императору. Затем принимает от иерархов благословение и, после многолетия Государю, Св. Синоду и Новоизбранному, возвращается в алтарь.

Начинается архиерейская Литургия. После малого входа все архиереи с амвона входят в алтарь. Тогда нареченный подводится протоиереем и протодиаконом через северные двери к Царским вратам и здесь, принятый архиереями, преклоняет колена перед Престолом и полагает на него руки и голову, свидетельствуя тем полную покорность свою воле Божией. В это время архиереи возлагают на голову его письменами открытое Евангелие, чтоб внушить ему, что Господь зовет его на проповедь Евангелия, и потому он должен вполне знать евангельские истины, и, по возложении на голову его архиерейских рук, первенствующий архиерей читает молитву:

"Избранием и искусом боголюбезнейших архиереев и всего освященного Собора, Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи, проручествует боголюбезнейшаго архимандрита (или иеромонаха — имя рек), во епископа богоспасаемого града (имя рек). Помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа". Иерархи, Пресвитеры поют молитву ????? ??????? (Кирие, елеисон — Господи, помилуй); а первенствующий архиерей тихо читает три молитвы, коими испрашивает ему у Бога благодати, необходимой для высокого, но трудного епископского богослужения. Затем он подает ему архиерейские принадлежности: саккос, омофор, панагию и митру. При вручении каждой одежды он возглашает: ????? (аксиос — достоин), а новый епископ на каждую одежду просит благословения у архиереев. Совершающие Литургию епископы и новопосвященный продолжают Литургию.

На Великом входе первенствующий архиерей приемлет Дискос, а новопосвященный — Чашу. Во время Причащения первый подает пресвитерам пречистое Тело Спасителя, а последний — св. Чашу.

По окончании Литургии первенствующий архиерей возлагает на новопосвященного мантию с источниками и потом, среди храма, вводя его на амвон в Церковное общество, говорит приветствие и вручает ему архипастырский жезл, с которым новопосвященный благословляет народ на четыре стороны.

Рукоположение в степень пресвитера:

После Великого входа новопоставляемый приводится двумя диаконами к царским вратам с возглашением: "повели", т.е. прикажи (обращение к народу, у которого испрашивается согласие на предстоящее посвящение), "повелите" (- к церкви, клиру), "повели, преосвященнейший Владыко".

Войдя в алтарь и получив от архиерея благословение, новопоставленный трижды обходит вокруг Престола в предшествии архимандрита или протоиерея, целуя все четыре угла Престола, также палицу и руку архиерея. Это троекратное хождение вокруг Престола означает непрерывность союза новопоставляемого с Церковью, целование св. Престола — горячую любовь его к Богу, целование палицы и руки архиерея — сыновнюю покорность ему. Во время троекратного обхода вокруг Престола поются три священные песни: (как во время венчания) "Святии мученицы…", "Слава Тебе, Христе Боже…" и "Исайе ликуй…" (см. § 142).

После обхода Престола новопоставляемый преклоняет с правой стороны Престола оба колена и, в знак полной преданности Господу, полагает крестообразно на Престол руки свои и голову, ожидая наития Св. Духа. Архиерей, покрыв голову его своим омофором, трижды благословляет ее и, возложив на нее руки, возглашает молитву: "Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи, проручествует (рукополагает) благовернейшаго сего мужа во пресвитера; помолимся убо да приидет на него благодать Святаго Духа". Архиерей произносит слово "аксиос", что значит по-русски "достоин", т.е. достоин совершать богослужение. Священнослужители в алтаре поют: "Господи, помилуй", а хор — "????? ???????". Во время этого пения архиерей, еще три раза благословив голову новопоставляемого, тихо читает молитвы, в которых призывает на него благодать Св. Духа, и испрашивает дары, потребные для священника.