«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

21 Происхождение дарохранительниц обусловливается древним обычаем оставлять часть Св. Даров и сохранять их в частных домах и в храмах. Сохраняемые в храмах Св. Дары полагались в особые сосуды, имевшие форму "голубя" и подвешенные над Престолом, в кивории. В иных местах " голубь" привешивался внутри особой напрестольной "башенки" (золотой или серебряной) – иногда значительной высоты и веса (напр. 30 фунтов). Постепенно "голубь" стал помещаться не внутри башни, а наверху башенки, утрачивая свое первоначальное назначение. Напрестольная башня уменьшилась в размерах и приобрела форму Церкви (с гробиком для Св. Даров), а иногда и драгоценной модели своего храма. Такова знаменитая дарохранительница – модель Исаакиевского собора.

22 Из исторически известных храмов самостоятельное место жертвеннику отведено в храме Воскресения на Екатерининском канале в С.-Петербурге.

23 В видах исторического соответствия с этим обычаем древности в исторических храмах XIX в. в алтаре, за Престолом, также изображена Евхаристия, напр. в храме Христа Спасителя, Киево-Владимирском Соборе, в храме Воскресения (см. рис. 221 и222, л. 55 и 56).

24 Во время архиерейского служения употребляются: 1) дикирий – подсвечник с двумя свечами, означающими два естества в Иисусе Христе, 2) трикирий – подсвечник с тремя свечами, означающими три лица Св. Троицы, 3) рипиды – металлические круги с изображением на них Серафимов (см. рис. на л. 53).

25 Сущность предания состоит в следующем: Эдесский Царь Авгарь, страдая от болезни и услышав о чудесах Иисуса Христа, послал к Нему письмо. Исповедуя веру в Божество Спасителя, Авгарь просил Его прибыть и помочь ему. По преданию, Спаситель дал письменный ответ, в котором, повторяя столь известное изречение: "Блажен ты, поверовавший в меня, не видев меня", добавил: " Когда я взойду к Отцу моему, то пошлю к тебе одного из моих учеников, который исцелит тебя от болезни". Таким посланником оказался Ап. Фадей, прибывший в Эдессу, исцеливший Авгаря и проповедовавший там Христианство. К этому преданию присоединяется и другое. Авгарь послал живописца снять изображение с Господа, но вследствие чудесного сияния от лика Христа, живописец не в состоянии был снять с Него изображение. Спаситель тогда Сам взял полотно, и приложив его к Своему лицу, возвратил полотно с оказавшимся на нем божественным изображением.

26 По этому преданию, неоднократно передаваемому церковными писателями, рассказывается, что Св. Евангелист Лука, бывший врачом и знакомый с живописным искусством, начертал при жизни Богоматери Ее честный образ в то время, когда Она обитала в Сионе. Из Уст Пресвятой Богородицы он услышал обещание, что Благодать ее пребудет с его иконою. В V в. византийская царица Евдоксия, вдова бывшего императора Феодосия II († 450), отправившись на поклонение в Палестину, прислала из Иерусалима в Константинополь сестре своей Пульхерии, жене императора Маркиана († 457) эту икону Богоматери, написанную Ев. Лукою. По дальнейшим историческим сведениям эта икона пребывала в Константинополе, в Одигитриевском монастыре еще в XII – XIV в. А затем след этой Святыни теряется, вследствие тяжелых обстоятельств над византийской империей, и какая судьба этой иконы, историки пока не решаются говорить определенно. Но в те же IX – XIII вв. как в Греции, так и в Западно-христианских странах (преимущественно в Италии), а равно и в России, распространяются Иконы Богоматери, написанные на основании древнейшего изображения Богоматери, сделанного Евангелистом Лукою. В России эти иконы именуются "Корсунскими" (т.е. принесенными из древне-священного города Корсуни, места крещения св. Владимира) и такими иконами считаются Владимирская в Успенском Соборе, Смоленская в Смоленском Успенском Соборе, Тихвинская в Новгородском Тихвинском монастыре. (См. рис. л. 42).

27 Из древнейших изображений Спасителя в прямом виде являются изображения: а) в катакомбах св. Петра и Марцеллины и б) в кат. св. Понцианы (рис. № 154, л. 37).

28 Из древнейших изображений Богоматери в катакомбах являются: а) в кат. св. Прискиллы (рис. 152, л. 37) и б) св. Агнессы (рис. 175-а, л. 42).

29 Название диптихи происходит от греческого слова ??? = дис (дважды) и ?????? = птиссо (складываю), и обозначает предмет или таблицу, дважды сложенную. В древней Церкви было несколько видов диптихов для записи: 1) крещенных; 2) живых членов Церкви; 3) умерших, и 4) святых или мучеников. Диптихи служат историческим началом: 1) так называемых метрических книг; 2) помянников, и 3) книги с исчислением прихожан известной Церкви.

30 Афон, имеющий большое значение в истории ц. архитектуры, живописи, пения и вообще в истории церковной православной жизни, в территориально-географическом отношении представляет узкий гористый полуостров на юге Македонии (в пределах нынешней турецкой Империи), недалеко от г. Солуни или Фессалоник, где потрудился в деле проповеди Св. Апостол Павел. С цветущей растительностью, с прекрасным климатом и воздухом, Афонский полуостров имеет в длину около 80 верст, оканчиваясь исполинскою горою, называемою Св. Горою Афон. Полуостров этот сделался местом уединения христианских отшельников, начиная с IV – V в. В VII в. Афон был опустошен арабами; а с конца того же века монашество начинает приобретать на Афоне более прочную и широкую организацию. С этого века Афон и афонские монахи приобретают большое покровительство византийских императоров Константина Погоната и особенно императоров IX – X в. Василия Македонянина, Льва Мудрого, Романа Старшего, Никифора Фоки. Афонский полуостров постепенно заселяется монахами, покрывается кельями и скитами, которые разрастаются в цепь обширных монастырей. Душою, организатором и законодателем Афонской жизни был преподоб. Афанасий Афонский (920 – 1001 г.). Дополнение к уставу монастырей Св. Афанасия было дано в половине XI в. (1046). Со времени издания этого устава Афон еще больше привлекал к себе подвижников со всех православных стран (и даже Запада), разнося свет и религиозное воодушевление далеко по православным странам и привлекая покровителей как в лице последующих императоров византийских, так и русских благочестивых князей и царей. Завоевание Константинополя латинянами и турками сопровождалось тягостными последствиями на церковную жизнь Афона. Однако, при завоевании Константинополя турками, Св. Гора была пощажена и получила право свободно совершать богослужение и проводить монашескую жизнь под управлением своего главного игумена (или прота от слова ?????? – первый), внося лишь только в пользу турок известные налоги. Благодаря такой относительной свободе проявления религиозной жизни, Афон является средоточием церковно-религиозной и художественной жизни православного Греческого мира. Он является и духовною вершиною для Востока и России. В настоящее время на Афоне 20 больших монастырей и обителей (напр. Хиландар, Есфигмен, Ватопед, Пантократор, Ивер, Св. Афанасия, Св. Пантелеймона, Ксенос, Зограф, Карея, Дохиар), около которых сосредотачиваются меньшие скиты и обители, напр. русский Андреевский скит. Главным монастырем, где находится пребывание "Совета" Афонских монастырей, является Карея; здесь находится Собор Успения Б. М. с живописью Панселина.

31 Только в XIX в. мозаика находит большее применение в некоторых храмах России, напр. в Исаакиевским соборе (иконы иконостаса), в церкви графа Апраксина (в Спб.) и в храме Воскресения – единственном во всем мире храме по количеству мозаики.

32 Несовершенства древнерусской живописи зависели частью от недостатка образования вообще и художественного в особенности русских иконописцев, частью от особой манеры писания стенных росписей и особенно икон. Манера эта заключала в себе много оригинального и даже причудливого. За небольшими исключениями, подавляющая масса икон должна была побывать у 5 – 6 лиц прежде, чем поступить в общественное достояние. Отдельные части икон писались различными мастерами – специалистами. Одни приготовляли только доску для иконы; другие специалисты обводили только рисунок и назывались "знаменщиками"; третьи чертили только головы и назывались "лицевщиками"; четвертые дорисовывали остальные части фигур; пятые изображали одежды; иные искусны были только в изображении обстановки – деревьев, травы, нимба или сияния и т.д. Позолота делалась новыми специалистами – "златописцами". Несмотря на такое, лишенное творчества и продуманности, в изготовлении икон, между ними все-таки обнаружились оттенки исполнения или различные стили, по-русски называемые "пошибами". Таких пошибов различают четыре: 1) Новгородский и древне-московский, иконы которых отличаются укорочением фигур, но удлинением ликов со строгим и спокойным выражением. Одежды писаны в две краски; складки одежд обозначаются резкими линиями. Общий колорит – мрачный, оливковый (обилие вохры). 2) Ново-московский пошиб – отличается более мягким и светлым характером; выражение ликов "умиленное"; 3) Иконы Строгановского пошиба производят еще более живописное и светлое, даже яркое (нарядное) впечатление; они отличаются тщательностью отделки иногда очень мелких изображений; 4) Фряжский стиль не русский, а иноземный (происход. от слова "фрязь", "фряги" или "франки"), в общем отличающийся верностью природе и даже наклонностью к реализму. При ознакомлении с характером древнерусской живописи и приемов писания священных изображений, необходимо также запомнить, что для руководства неопытным иконописцам, как в греческой Церкви, так и в русской, существовали так называемые лицевые "иконописные подлинники". Они представляли из себя сборник готовых священных изображений (наиболее удачных), с которых иконописцы могли бы срисовывать или копировать необходимые священные изображения. Из таких "подлинников" известны – "Строгановский" (XVII в.) и Антониева Сийского монастыря (второй половины XVII в.) Сийский подлинник содержит в себе более 500 листов; хранится он в СПб. Императорском обществе древней письменности. Помимо таких подлинников со священными изображениями есть другие, в которых только на словах сделано описание того или другого святого (вид, возраст, выражение лица, цвет одежды и т. п.). Такие подлинники, мало пригодные для дела, называются теоретическими.

33 Как в византийских, так и в древних храмах, расположение священных изображений (в период VI – XVI в.) было таково. В алтарной апсиде – а) Богоматерь с Младенцем или без Него; б) Евхаристия в виде раздаяния Спасителем апостолам Св. Хлеба и Св. Чаши, в соприсутствии ангелов, святителей и диаконов (ср. рисунки 221 и 222, л. 55 и 56). На столбах, отделяющих алтарь от средней части, - Благовещение, на арках – Деисис. (Ср. рис. 121, 33 м 94, л. 22). В куполе – Господь Вседержитель, Ангелы, Апостолы, пророки и праотцы. На столбах храма – Св. мученики, преподобные. На западной стене – Страшный Суд. Такое расположение священных изображений обусловливалось символическими взглядами на храм и составные его части. Алтарь – обозначает небо и святилище с животворящею трапезою – почему в Алтаре и изображается Евхаристия с ангелами и апостолами. Средняя часть обозначает земную церковь – предвозвещенную пророками, проповеданную апостолами и освященную мучениками с главою Иисусом Христом. Посему в куполе изображается И. Хр. его апостолы, пророки, а в средине и прочие святые. На стенах – изображения Евангельских событий (и особенно праздников). Конец храма, западная сторона украшалась символом конца жизни и мира – изображением Страшного Суда. – В храмах с многоярусными иконостасами произошло сосредоточение большинства этих священных изображений на самих иконостасах, причем типичное изображение "Евхаристии" из алтаря было перенесено поближе к зрителям (над царскими вратами). – Преимущество нового вида иконостасов то, что вся главнейшая живопись находилась пред взором молящихся; недостаток тот, что изображения сделались мелкими и не вполне доступными для созерцания. (Ср. здесь § 29.; рис. № 123, л. 32).

34 Для приготовления образованных иконописцев в настоящее время существует несколько училищ и классов живописи, а именно: 1) в обозначенных селах Владим. губернии – Палехе, Мстере и Холуе; 2) в женском Дивеевском монастыре недалеко от Саровской пустыни; 3) в Москве, в Училище живописи и в мастерских г. Тюлина и Гурьянова; 4) в С.-Петерб. Императорском Обществе поощрения Художествам и др. м.