«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

56 По непосредственному впечатлению все возглашения священника разделяются на начинательные, литургийные и ектенийные… Чтобы ясно различать те и другие, нужно тщательно усвоить возгласы ектенийные.

57 Происхождение и смысл названия тропарь объясняют различно: 1) одни производят это слово от греческого ?????? – нрав, образ, п. ч. в тропаре изображается образ жизни святого или содержится описание праздника, 2) другие – от ???????? – (тропеон) трофей или знак победы, чем указывается на то, что тропарь есть песнь, возглашающая победу святого или торжество праздника; 3) иные производят от слова ?????? – троп, т.е. употребление слова не в собственном значении, а в значении другого предмета по сходству между ними, такого рода словоупотребление действительно часто встречается в тропарях; святые, напр. уподобляются в них солнцу, луне, звездам и т. п. 4) наконец, слово тропарь производят и от ???????? – меняюсь, так как тропари поются попеременно то на одном, то на другом клиросе, и ????? – обращаю, так как "обращаются к другим молитвам и к ним относятся".

58 Кондак – производят от греческого слова ?????? – малый, краткий, что означает такое краткое молитвословие, в котором кратко прославляется жизнь святого или воспоминается в кратких основных чертах какое-нибудь событие. Другие название кондак производят от слова, называющего тот материал, на котором раньше писали. Действительно, первоначально ???????? – назывались свертки пергамента, исписанные с двух сторон.

59 Для образца назовем следующие два прокимена: а) в дни Св. Апостолов: "Во всю землю языде вещание их и в концы вселенныя глаголы их"; б) в честь Богородицы: "Помяну имя Твое во всяком роде и роде".

60 Здесь упомянуты не все названия молитв и песнопений. В сочинениях, посвященных более подробному ознакомлению с православным богослужением, приводятся еще следующие названия: воскресен, крестобогородичен, троичен, мученичен, покоен, подобен, самогласен, седален, ипокой, аллилуарий, непорочен, хвалитен, блаженны, светилен и экзапостилларий.

61 При ознакомлении с изменяющимися молитвословиями (тропари, кондаки, стихиры и каноны) обращается внимание и на их форму и ритм. Раньше думали, что форма и ритм христианских священных песнопений сходны с ритмом ветхозаветных псалмов и девяти гимнов, образцов канонов, отличаясь от них только христианским смыслом и благодатным духом. Теперь же устанавливается, что церковные песнопения и молитвы отличаются как от ветхозаветных, так и от древне-классических. Строй древне-классических произведений был метрическим, основанным на долготе и краткости слогов; строй церковных произведений – ритмический, основанный на количестве слогов в стихе и месте ударения в них. Ударение играет главную роль в построении песнопений. – Поэтому славянское чтение, которое не всегда точно передает смысл греческих слов и не сохраняет греческого ритма, не дает полного понятия о поэтических достоинствах священной греческой поэзии.

62 Содержание Устава и значение его для богослужения и молитв очень велико. Как руководство для совершения богослужения, Устав имеет значение, подобное тому, что "иконописный подлинник" или художественный оригинал – для создания священного изображения, что "план" и "модель" для постройки здания, что "ноты" для поющих. В Уставе все относящееся к богослужению объяснено и начертано или "очерчено" (поэтому Устав и называется "типиконом"; происх. от слова ????? = типос, тип, образ, очертание). Но, подобно тому, как внешний и внутренний вид храмов сложился постепенно и в. разнообразился по местностям и векам, отчего и произошло разнообразие стилей архитектуры и живописи, подобно сему и вид богослужения, который ныне совершается и который составляет предмет объяснения в руководствах по богослужению, также сложился постепенно. Постепенное развитие богослужения уже открывалось из предшествующего изложения: еще виднее оно будет в последующем. Вследствие такого-то долгое время не устанавливавшегося, а скорее изменяющегося вида и содержания богослужения, выдающимся руководителям церковной жизни естественно было придать устойчивость богослужению и составить руководство к совершению его. В различных местах составлялись эти руководства (напр. в Иерусалиме, в Константинополе, на Афоне и пр.). Отсюда существует несколько уставов, которые, будучи сходны или тождественны во многом, разнообразятся в частностях и дают большое право говорить о разнообразии видов или стилей богослужения, как говорилось о разнообразии стилей архитектуры и живописи, и как будет говориться о разнообразии распевов одного и того же гласа Церковного пения. "Устав", ныне употребляющийся для руководства правосл. богослужением, надписывается так: "Типикон, сиречь (т.е.) Изображение Церковного последования в Иерусалиме Святыя Лавры Преподобнаго и богоноснаго Отца Нашего Саввы († 532). Тоже последование бывает и в прочих в Иерусалиме честных обителях: подобне и в прочих Святых Божиих Церквей".

63 Находящиеся в Октоихе и Минее молитвословия и песнопения напечатаны черным шрифтом, а их названия, напр. тропарь, канон, кондак, стихира и др. а также время их исполнения или указание, на какой голос следует их исполнять, напечатаны красными буквами.

64 В самое последнее время сделана попытка воспроизвести (реставрировать) музыкальный строй и содержание древнехристианского пения, принадлежащая директору Московского Синодального училища, духов. композитору, А. Д. Кастальскому (в сочин. "Из минувших веков". Тетрадь III. "Христиане"). По предположениям Кастальского древнехристианское пение иногда сопровождалось аккомпанементом лиры и арфы.

65 Для того, чтобы понять, хоть отчасти, основы строя греческого пения, отразившиеся как на церковном пении византийском, так и русском, заметим следующее. 1) У древних греков существовал троякий способ и манера для выражения в звуках переживаемых чувств: диатонический, хроматический и энгармонический, смотря по тому, какое было расстояние между звуками, или какой был интервал (промежуток) между ступенями звуковой лестницы, теперь называемой гаммой. Если преобладали целые тоны (с одним полутоном), то этот способ пения назывался диатоническим (наиболее простой и доступный восприятию). Если преобладали полутоны – назывался хроматическим (более трудный для усвоения). Если преобладали промежутки, равные ? тона – получался строй энгармонический (в. трудный для восприятия). Диатонический строй у древних греков и позднее был самым удобоисполнимым. 2) Для запоминания и изучения пения уже древние греки включили волну возможных человеческих звуков в определенные границы (словно русло), по которым можно было узнавать и изучать характер, силу и высоту звуковых движений человеч. души. Условные грани для звуковых волнений назывались тетрахордами или четырехзвучиями. Таких тетрахордов уже у древних греков было обозначено три: Лидийский (когда полутон находился на верху тетрахорда: Соль + 1 т. ля + 1 т. си + 1/2 т. до); фригийский (полутон занимал средину тетрахорда: ля + 1 т. си + 1/2 до + 1 т. ре) и дорийский (полутон находился внизу тетрахорда: си + 1/2 до + 1 т. ре + 1 т. ми). 3) Так как тетрахорда или четырехзвучия недостаточно было для выражения разнообразия человеческих чувств, то с течением времени звукоряд или звуковая лестница удлинилась через сложение двух тетрахордов, и в удлиненном виде называлась уже не тетрахордом, а ладом. (Лад, очевидно, более может быть уподобляем современной гамме). Лады также получили название лидийского, фригийского и дорийского, смотря по тому, из каких тетрахордов они составлены. Однако при этом необходимо заметить, что соединение двух тетрахордов для образования лада могло быть двояким: или а) между двумя тетрахордами был самостоятельный тон, напр. до, ре, ми, фа + соль, ля, си, до; или б) срединный общий звук соединяемых тетрахордов исчезал, напр. Соль, ля, си, до = 1 тетрахорд/2 тетрахорд до, ре, ми, фа. Первый лад был длиннее звуками; второй короче. 4) От различного соединения трех видов диатонических тетрахордов получались разнообразные лады, которые разделялись на главные (или аутентичные), получавшиеся по первому способу соединения, и побочные (или плагальные), получившиеся по второму способу. Разнообразное соединение этих тетрахордов давало большое число ладов или гамм и вырабатывало большое число напевов и оттенков, не менее 12 – 15). Все это разнообразие греческих мелодий и напевов сопровождалось не только трудностью для усвоения христианскими певцами, но и ущербом для богослужения. Поэтому на Западе Св. Амвросий Медиоланский, а потом Св. Григорий Великий, а на Востоке сначала Св. Иоанн Златоуст, а главн. обр. Св. Иоанн Дамаскин – избрали из множества существовавших ладов (и напевов) восемь наиболее удобных и соответствовавших богослужению и, изложивши письменно, положили начало церковному осмогласию. В основу 1 гласа был положен фригийский лад; 2 – лидийский; 3 – миксолидийский; 4 – дорийский; 5 – ипофригийский; 6 – иполидийский; 7 – ипомиксолидийский; 8 – иподорийский.

66 Что же касается способа изображения нот, то в греческом пении сменились две системы: а) буквенная (т.е. изображение высоты, длины звуков и всяких оттенков исполнения) – на основании греческого алфавита и б) крюковая или невматическая (т.е. изображение нот различными значками и линиями). Буквенная система исчезла еще до Иоанна Дамаскина, вторая в измененном виде существует и доселе.

67 В последнее время более подтверждается и распространяется мнение, что первоначальное русское пение и нотные книги были греческого происхождения и содержания, доказательством чего является: а) греческое название русских нот-крюков; б) их начертание, сходное с греческими нотами; в) присутствие в богослужебных нотных книгах греческих слов; г) прямое свидетельство летописей о прибытии в Русь греческих певцов, научивших русских греческому пению; д) долго хранившийся обычай пения по-гречески в русских храмах.

68 Вот образцы искажения: 1) В чтении молитвы: Слава Ти, Господи, сотворившему вся. (В пении молитвы: Слава Ти Господи ананене нанененене ине ненене нананани, сотворившему вся). 2) В чтении молитвы: Всяко дыхание да хвалит Господа. (В пении молитвы: Всяко – оовуо, оокувуо, оокувуо, оокувуо, ды ихиини, ха-хахаха-ние да хвали хихиинвуи, ивуинини те се Госееоооопода вуааавуаааавуа навуа). 3) В чтении молитвы: Душе моя, душе моя востани. (В пении молитвы: Душе мо ооохохооооо я ааа душе моя хаааа востааани). В чтении: "О коликих благ окаянный себе лишихъ, о каково Царствия отпадохъ, убогий азъ богатество изгубигъ". В пении: О коликихъ благъ окаянный себе лишихъ, о Хабува каково Царствия отпадохъ. В чтении: "Святыхъ Отецъ лики… Похваляюще верою ублажимъ, глаголюще: о божественнаго полче богогласныи, аооружители полка Господня". В пении: Святыхъ Отецъ лики… Похваляюще верою ублажимъ, глаголюще: о Хабува божественнаго полче… Для объяснения таких вставок придумывали искусственные объяснения, напр. Хебуве – значило, будто бы: "Христе Боже"; Хабува – "Христа Бога"; Хабуву – "Христу Богу". Эти вставки встречались даже в XVII в.

69 Хомовое пение осталось у старообрядцев и именуется иначе раскольничьим пением.