«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

63 Находящиеся в Октоихе и Минее молитвословия и песнопения напечатаны черным шрифтом, а их названия, напр. тропарь, канон, кондак, стихира и др. а также время их исполнения или указание, на какой голос следует их исполнять, напечатаны красными буквами.

64 В самое последнее время сделана попытка воспроизвести (реставрировать) музыкальный строй и содержание древнехристианского пения, принадлежащая директору Московского Синодального училища, духов. композитору, А. Д. Кастальскому (в сочин. "Из минувших веков". Тетрадь III. "Христиане"). По предположениям Кастальского древнехристианское пение иногда сопровождалось аккомпанементом лиры и арфы.

65 Для того, чтобы понять, хоть отчасти, основы строя греческого пения, отразившиеся как на церковном пении византийском, так и русском, заметим следующее. 1) У древних греков существовал троякий способ и манера для выражения в звуках переживаемых чувств: диатонический, хроматический и энгармонический, смотря по тому, какое было расстояние между звуками, или какой был интервал (промежуток) между ступенями звуковой лестницы, теперь называемой гаммой. Если преобладали целые тоны (с одним полутоном), то этот способ пения назывался диатоническим (наиболее простой и доступный восприятию). Если преобладали полутоны – назывался хроматическим (более трудный для усвоения). Если преобладали промежутки, равные ? тона – получался строй энгармонический (в. трудный для восприятия). Диатонический строй у древних греков и позднее был самым удобоисполнимым. 2) Для запоминания и изучения пения уже древние греки включили волну возможных человеческих звуков в определенные границы (словно русло), по которым можно было узнавать и изучать характер, силу и высоту звуковых движений человеч. души. Условные грани для звуковых волнений назывались тетрахордами или четырехзвучиями. Таких тетрахордов уже у древних греков было обозначено три: Лидийский (когда полутон находился на верху тетрахорда: Соль + 1 т. ля + 1 т. си + 1/2 т. до); фригийский (полутон занимал средину тетрахорда: ля + 1 т. си + 1/2 до + 1 т. ре) и дорийский (полутон находился внизу тетрахорда: си + 1/2 до + 1 т. ре + 1 т. ми). 3) Так как тетрахорда или четырехзвучия недостаточно было для выражения разнообразия человеческих чувств, то с течением времени звукоряд или звуковая лестница удлинилась через сложение двух тетрахордов, и в удлиненном виде называлась уже не тетрахордом, а ладом. (Лад, очевидно, более может быть уподобляем современной гамме). Лады также получили название лидийского, фригийского и дорийского, смотря по тому, из каких тетрахордов они составлены. Однако при этом необходимо заметить, что соединение двух тетрахордов для образования лада могло быть двояким: или а) между двумя тетрахордами был самостоятельный тон, напр. до, ре, ми, фа + соль, ля, си, до; или б) срединный общий звук соединяемых тетрахордов исчезал, напр. Соль, ля, си, до = 1 тетрахорд/2 тетрахорд до, ре, ми, фа. Первый лад был длиннее звуками; второй короче. 4) От различного соединения трех видов диатонических тетрахордов получались разнообразные лады, которые разделялись на главные (или аутентичные), получавшиеся по первому способу соединения, и побочные (или плагальные), получившиеся по второму способу. Разнообразное соединение этих тетрахордов давало большое число ладов или гамм и вырабатывало большое число напевов и оттенков, не менее 12 – 15). Все это разнообразие греческих мелодий и напевов сопровождалось не только трудностью для усвоения христианскими певцами, но и ущербом для богослужения. Поэтому на Западе Св. Амвросий Медиоланский, а потом Св. Григорий Великий, а на Востоке сначала Св. Иоанн Златоуст, а главн. обр. Св. Иоанн Дамаскин – избрали из множества существовавших ладов (и напевов) восемь наиболее удобных и соответствовавших богослужению и, изложивши письменно, положили начало церковному осмогласию. В основу 1 гласа был положен фригийский лад; 2 – лидийский; 3 – миксолидийский; 4 – дорийский; 5 – ипофригийский; 6 – иполидийский; 7 – ипомиксолидийский; 8 – иподорийский.

66 Что же касается способа изображения нот, то в греческом пении сменились две системы: а) буквенная (т.е. изображение высоты, длины звуков и всяких оттенков исполнения) – на основании греческого алфавита и б) крюковая или невматическая (т.е. изображение нот различными значками и линиями). Буквенная система исчезла еще до Иоанна Дамаскина, вторая в измененном виде существует и доселе.

67 В последнее время более подтверждается и распространяется мнение, что первоначальное русское пение и нотные книги были греческого происхождения и содержания, доказательством чего является: а) греческое название русских нот-крюков; б) их начертание, сходное с греческими нотами; в) присутствие в богослужебных нотных книгах греческих слов; г) прямое свидетельство летописей о прибытии в Русь греческих певцов, научивших русских греческому пению; д) долго хранившийся обычай пения по-гречески в русских храмах.

68 Вот образцы искажения: 1) В чтении молитвы: Слава Ти, Господи, сотворившему вся. (В пении молитвы: Слава Ти Господи ананене нанененене ине ненене нананани, сотворившему вся). 2) В чтении молитвы: Всяко дыхание да хвалит Господа. (В пении молитвы: Всяко – оовуо, оокувуо, оокувуо, оокувуо, ды ихиини, ха-хахаха-ние да хвали хихиинвуи, ивуинини те се Госееоооопода вуааавуаааавуа навуа). 3) В чтении молитвы: Душе моя, душе моя востани. (В пении молитвы: Душе мо ооохохооооо я ааа душе моя хаааа востааани). В чтении: "О коликих благ окаянный себе лишихъ, о каково Царствия отпадохъ, убогий азъ богатество изгубигъ". В пении: О коликихъ благъ окаянный себе лишихъ, о Хабува каково Царствия отпадохъ. В чтении: "Святыхъ Отецъ лики… Похваляюще верою ублажимъ, глаголюще: о божественнаго полче богогласныи, аооружители полка Господня". В пении: Святыхъ Отецъ лики… Похваляюще верою ублажимъ, глаголюще: о Хабува божественнаго полче… Для объяснения таких вставок придумывали искусственные объяснения, напр. Хебуве – значило, будто бы: "Христе Боже"; Хабува – "Христа Бога"; Хабуву – "Христу Богу". Эти вставки встречались даже в XVII в.

69 Хомовое пение осталось у старообрядцев и именуется иначе раскольничьим пением.

70 Это издание Св. Синодом Церковного Обихода, повторявшееся последовательно и в течение XIX в. важно потому, что дает возможность и ныне составить понятие о знаменном напеве, а также о напевах киевском и болгарском. Ознакомлению со знаменным напевом канонов помогает сочинение прот.д. Разумовского: "Церковное пение в России", где распевы изложены церковными и итальянскими нотами. Подобным же руководством для изучения знаменных напевов "Господи воззвах" служат сочинения А. Д. Кастальского: а) "Господи воззвах" и б) "Догматики-Богородичны" - знаменного распева, написанные итальянскими нотами. Ему же принадлежит единственная пока музыкальная попытка (как сказано) – наглядно восстановить древнехристианское пение, изложенное в сочинении: "Из минувших веков" ("Тетрадь III Христиане").

71 Историками церковного пения являются протоиерей Разумовский, Ю. К. Арнольд († 1898 г.), прот. Вознесенский († 1911 г.), С. В. Смоленский (1848 – 1909 г.) прот. Металлов, В. А. Преображенский, М. М. Иванов, А. И. Покровский.

72 Из церковных музыкальных критиков наиболее известны: Н. Ф. Соловьев, А. П. Коптяев, М. М. Иванов, Компанейский, прот. Лисицын и др.

73 Из таких хоров, помимо Императорской Придворной Капеллы, наиболее известны еще хоры – Митрофановского монастыря (приобретший особенную известность при Воронежском архиерее Серафиме и регенте прот. Случевском), Киевского собора (регент Калишевский), Московский Синодальный хор (б. регент В. С. Орлов, б. директор Кастальский) и СПб. хоры: а) Архангельского (дирижер сам Архангельский), б) Графа А. Д. Шереметева, в) Казанского собора (регент В. А. Фатеев) и г) СПб. Митрополита (регент Львовский с 1856 – 1894 г. и затем И. Я. Тернов).

74 Слово литургия происходит от греч. слова ?????? = литос, общественный, торжественный + ????? = эргон, дело, служба (значит общественное, торжественное дело или служба).

75 Облачение священнослужителей перед Литургией совершается после чтения некоторых положенных молитв пред Царскими вратами, что называется "совершением входного".

76 Словом "воздух" большой покров называется потому, что вея им на литургии во время символа веры (см. рис. 229, л. 58), священник колеблет воздух. Введение воздуха объяснялось естественной необходимостью закрыть Св. Дары от насекомых. Ранее подобное назначение исполняли рипиды (рис. 216, л. 53).