St. Luka (VoinoYasenetsky)

Никто да не усомнится в том, что видели человеческими глазами блаженный Андрей и ученик его Епифаний.

Никогда больше не являлась Пресвятая Богородица в такой великой славе, со множеством Ангелов, апостолов, пророков и святых. Такая огромная и преславная свита, какую видели Андрей и Епифаний, могла сопровождать только воистину Святейшую Всех Святых, и огромно для нас значение этого Божьего свидетельства о Ней.

Сердцами своими мы верим, что Пресвятая Богородица всегда молится о роде христианском и предстательствует о нем пред Своим Божественным Сыном, но своими человеческими глазами убедились в этом блаженный Андрей и Епифаний, когда сошла она изпод сводов храма в алтарь и долго молилась, стоя на коленях.

Вспомним, что Апостол Павел называет диавола князем, господствующим в воздухе, и тогда с великой благодарностью Ей и Божественному Сыну Ее, поймем значение блиставшего Божественным светом Ее Покрова, распростертого над головами молящихся, которым Она защищала их от низко носившегося в воздухе князя тьмы и темных ангелов его, которых поражала Она молниями своих молитв, сверкавших из Ее Покрова.

Видите ли, люди Божии, как велико и свято для нас значение праздника Покрова Пресвятой Богородицы, как укрепляет видение блаженных Андрея и Епифания нашу веру в Нее как Заступницу Усердную мира нашего.

Будем же любить Ее всем сердцем, как любят маленькие дети свою мать, и воздадим великую славу и честь Ее Божественному Сыну по плоти человеческой, Господу и Богу нашему Иисусу Христу, с Его Предвечным и Безначальным Отцом и Пресвятым Духом.

Аминь.

1958 г.

СЛОВО В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА ЛУКИ

После вознесения на небо Господа нашего Иисуса Христа пред Его святыми Апостолами предстали величайшие по трудности задачи. Им надлежало в корне изменить все миросозерцание людей древнего языческого мира; круто изменить весь ход мировой истории. Они должны были вливать новое вино Христова учения в ветхие мехи умов и сердец бесконечно давно пребывавших во тьме людей, глаза которых ослеплял свет Христов.

В ветхих мехах происходило сильнейшее брожение нового вина. Они разрывались, и из них вытекало уже не вино, а кровь бесчисленных мучеников Христовых.

Апостолы должны были водрузить над всем миром светозарный Крест Христов, и водружать его надо было им, преодолевая сильнейшее сопротивление диавола, который знал, что крест сотрет главу его.

Всеведущий Бог, конечно, знал, что и самых могучих человеческих сил было крайне недостаточно для исполнения грандиозных задач Апостольского служения, и потому в великий день Пятидесятницы сотворил Он исключительное чудо: Он ниспослал на Своих апостолов Духа Своего Всесвятого, почившего на главах их в виде огненных языков. И напомнил Дух Святой апостолам, как обещал им Христос, все, что слышали они от Него. От Духа Святого получили они чудесный дар знания языков и наречий всех тех племен и народов, которым должны были они нести проповедь Христова Евангелия.

В день Пятидесятницы великий Первоверховный апостол Павел еще не был в числе других апостолов, но после чудесного обращения его на пути в Дамаск ему предстояла еще гораздо более трудная деятельность, чем другим апостолам. Он должен был написать четырнадцать своих великих посланий к Церквам, которые необычайно глубоки и святы и составляют весьма важную часть Нового Завета. И великий апостол нуждался в еще большем излиянии на него благодати Святого Духа, чем та, которую получили другие апостолы в великий день Пятидесятницы.

И действительно получил ее в великом преизбытке.

В начале двенадцатой главы второго послания к Коринфянам читаем необыкновенные слова его о некоем человеке, "…который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю; Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке…, что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которые человеку нельзя пересказать" (2 Кор. 12, 24). Конечно, только по великой скромности своей он говорит, что это необыкновенное событие произошло с какимто человеком, а не с ним самим.

Восхищение в рай, в котором слышал он неизреченные глаголы, недоступные людям земным, было не меньшим, а может быть, и большим приобщением к сокровенной Божественной премудрости, чем то, которое получили другие апостолы в день сошествия на них Святого Духа.

Вспомним и о другом величайшем апостоле, Иоанне Богослове, написавшем изумительное четвертое Евангелие, безмерно превосходящее по своей глубине все когдалибо написанное мудрейшими людьми.

Вспомним о таинственном Откровении о конечных судьбах мира, которое получил он от Бога на острове Патмосе через посланного к нему Ангела.