Kniga Nr1006

Они любили, чтобы люди звали их: «Учитель! Учитель!» «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья», — сказал им Христос. Нас, архиереев и священников, поставил Христос учить народ, но надо ли сказать, что эти слова Христовы относятся и к нам, и нас никто не имеет права называть учителями? Нет, нет, потому что мы не от себя учим, учим не своему: нет у нас своего учения, учим только тому, чему учил Христос, учили святые апостолы. Мы только проповедники, передатчики слов Христа и апостолов вам — овцам стада Христова. Мы не учителя.

А вот те, кто отверг учение Церкви, кто изобрел свое собственное учение, свое толкование Священного Писания, кто ушел из Церкви и самовольно взял на себя задачу учительства; все те сектанты, которые сами присвоили себе звание учителей, они нарушили слова Христовы и слова апостолов. Стремятся они быть учителями, но им надо помнить, что если начнут проповедовать свое, учить своему, сейчас же впадут в гордость, и гордость погубит их и слушающих их.

Вот, что значат слова Христовы: «Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской». Вот, что значат слова Павловы: «Кто думает, что он стоит, пусть опасается, как бы не упасть». Берегитесь же все вы закваски фарисейской и саддукейской: берегитесь самомнения, самопревозношения, берегитесь гордости.

Творите дела Божии, старайтесь жить по законам Христовым, всегда помните слова Павловы. И да сохранит вас Бог от такого страшного греховного падения!

Об исцелении гадаринского бесноватого

4 сентября 1947 г. Четверг 13-й недели по Пятидесятнице

В сегодняшнем Евангельском чтении (Мк. 5, 1-20) вы слышали об исцелении Господом Иисусом Христом гадаринского бесноватого.

В него вселился легион бесов. Что значит легион? Это крупная часть древнего римского войска, приблизительно соответствующая современной армии. Армия бесов вселилась в несчастного жителя гадаринского и сделала его бесноватым, поистине сильнейшим из всех бесноватых.

Может быть, кто-нибудь спросит, как целая армия может поместиться в одном человеке? Может, может, потому что бесы не материальны, это духи бестелесные, места в пространстве не занимают, может их поместиться сколько угодно в одном месте — в сердце человеческом. Его одержимость бесами выражалась буйством и неистовством необыкновенным, он рвал, как нитки, железные цепи, день и ночь бился о камни. Но не всегда одержимость бесами проявляется в такой форме, в форме буйного помешательства. Гораздо чаще, несравненно чаще бывает она в другой форме.

Бесы вселяются в сердце человека и ведут себя там тихо, человек и не подозревает, что в сердце его живут бесы, особенно если этот человек отрицает все духовное, само существование бесов: он лишает себя возможности замечать присутствие того, во что не верит.

Тем хуже для него. Если человек не хочет знать о бесах, не верит в их существование, для них полная свобода действовать в сердце его, ибо не принимает он мер предосторожности, не борется с ними, как боролись все святые, которые решительно отражали бесовские нападения в сердце своем, которые умели отличать в сердце своем действия бесов от действий ангелов, от действия Духа Святого. Удивительно, как тонко умели они распознавать действие бесов в сердце своем и знали средства борьбы с ними.

А люди, обыкновенные, даже христиане, не отвергающие существования бесов, не сознают, что они одержимы бесами в такой мере. Много одержимых, но они беснуются гораздо более тонко, и бесы действуют совсем не так грубо, как в душе и теле несчастного гадаринского бесноватого. И надо всем знать, что нет дня, когда бы бесы не старались увести нас с пути добра на путь зла, на путь лжи. Всеми силами стараются об этом, изо дня в день, из часа в час тонко и лукаво действуют в сердцах наших, ибо в них они живут, ибо и мы одержимы бесами. Нужно знать, как распознать нам присутствие бесов в своем собственном сердце, ибо если не будем уметь распознать их присутствие, не сумеем и бороться против них.