Православие и современность. Электронная библиотека.-Архимандрит НЕКТАРИЙ (АНТОНОПУЛОС)-ВОЗВРАЩЕНИЕ. -ПОКАЯНИЕ И ИСПОВЕДЬ-(перевод

Предисловие

Притча о блудном сыне

Грех и его горькие плоды

ПУТЬ ПОКАЯНИЯ

Что есть покаяние, а что таковым не является

Что такое исповедь

Подготовка к исповеди

Отчаяние или раскаяние?

Самоиспытание и самоосуждение

Наши греховные состояния по отношению к Богу

Греховные проявления по отношению к ближним

Греховные проявления в семейных отношениях, на работе

Отсутствие любви и жестокость

Осуждение

Соблазн

Грехи по отношению к самим себе

Грехи искушения и плоти

Исповедь, которая приводит внутреннего человека к смирению

Препятствия, оправдания, противоречия

Перед духовником

После исповеди

Епитимия

Разрешительная молитва

Покаяние – путь бесконечный

Участие в евхаристической трапезе

Крест покаяния

Послесловие

Предисловие

Эта книга посвящается новомученикам, которые великим подвигом в трудные времена засвидетельствовали свое исповедничество (исповедничество - приверженность Господу нашему Иисусу Христу, несмотря на уничижения, гонения, истязания. Исповедниками называли тех, кто во время гонений открыто объявляли себя христианами, претерпевали мучения, но не отступали от веры). Она является также признанием уважения к благочестивому русскому народу, который я для себя открыл и живой вере которого изумился.

Архимандрит Нектарий

Мы часто слышим вокруг, да и сами говорим про кого-то "хороший человек" или "плохой человек". То есть делим людей на "хороших" и "плохих", высказываем какие-то суждения на основании собственных оценок. Такая установка противна Богу и Церкви. Во-первых, у нас нет права судить ближних, поскольку обычно мы знаем их очень мало и только по внешним проявлениям; нам неведомы глубины их сердца. Во-вторых, для Церкви не существует "хороших" и "плохих", но есть люди внутри Церкви и вне ее. Лишь пребывая в церковной ограде, мы можем надеяться на спасение. Вне Церкви такой возможности нет, даже если ты "хороший" человек. "Вне Церкви нет спасения", - говорит святитель Киприан Карфагенский.

Иисус Христос пришел в мир не для того, чтобы учить какой-то новой философии, и не для того, чтобы привнести еще одну религию вдобавок к уже существующим. Он основал Свою Церковь, Богочеловеческое Тело, внутри которой человек спасается. Следовательно, если кто-то действительно жаждет спастись, то у него нет другого пути, кроме как стать членом Церкви, как бы привиться к Телу Христову. Это наше единение с Церковью осуществляется через Таинство Крещения. В этом Таинстве мы отрекаемся от диавола, его дел, его служения, его тьмы и соединяемся с Христом, становимся членами Его Церкви. Другими словами, мы становимся детьми Бога Отца, членами Его семьи, братьями другим христианам.

Внутри Церкви, по благодати Божией, мы начинаем духовный путь, цель которого - наше совершенствование, наше обожение. Однако по нерадению и нашим грехам этот духовный путь может прерваться, и не один раз. Нам свойственно забывать дары Отца и любовь Божию, забывать об обетах, которые мы давали при Святом Крещении, предаваться рабству греха. Но человеколюбец Бог, зная наши немощи, предоставляет нам возможность вновь и вновь возвращаться к Нему, исправлять свой путь, исцелять свои раны. Это достигается в Таинстве Покаяния через исповедание своих грехов.

Таинство Покаяния - это великий дар милости Божией. Но, к сожалению, мы либо мало что знаем об этом, либо, по неразумию, этим пренебрегаем, либо имеем искаженное представление о том, как следует приступать к исповеди, и в результате остаемся пленниками греха. То, о чем будет сказано ниже, не является ни богословским трактатом, ни специальным исследованием о покаянии. Уже написано довольно много фундаментальных сочинений подобного рода. Эта небольшая книга предназначена главным образом для широкого круга людей, которые задумываются о своем спасении. В ней сделана попытка разрешить некоторые трудности, с которыми могут столкнуться те, кто пожелает прибегнуть к этому великому Таинству, свидетельствующему о безграничном человеколюбии Бога.