Православие и современность. Электронная библиотека.-Архимандрит НЕКТАРИЙ (АНТОНОПУЛОС)-ВОЗВРАЩЕНИЕ. -ПОКАЯНИЕ И ИСПОВЕДЬ-(перевод

Архимандрит Нектарий

26 января 1993 г.,

память преподобного Климента Сагматского

Притча о блудном сыне

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней: и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода: встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги: и приведите откормленного теленка и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование: и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое; а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся. (Лк. 15, 11-32)

Евангельская притча о блудном сыне описывает историю человеческого падения и покаяния. Это некая схема пути, по которому каждый из нас проходит от греха к Богу. Повествование о человеке, оставившем родной дом, а затем вернувшемся к отцу, справедливо названо Евангелием из Евангелий, и очень точно подмечено: если бы от Евангелий осталась только одна эта притча, то ее было бы достаточно, чтобы нам открылась неисчерпаемая любовь Божия к человеку. Поэтому многие толкователи считают, что правильнее назвать ее не "Притча о блудном сыне", но "Притча о любоблагоутробном Отце". В притче следует различать четыре момента: 1) богоотступничество как следствие греха; 2) покаяние; 3) неисчерпаемая любовь Бога Отца; 4) рассудочная, расчетливая "любовь" старшего сына.

Грех и его горькие плоды

С первых же строк притча вполне определенно показывает, что есть грех. Обычно мы понимаем его как преступление неких законов или неисполнение какого-то долга перед Богом и ближними. Но грех - явление несравненно более глубокое. Так, блудный сын не просто нарушает некий закон, он восстает, бунтует против отца, властно требуя от него: "Дай мне следующую мне часть имения". Получив свое, он уходит далеко от отцовского дома. Здесь содержится еще одно определение греха: это не только мятеж против Бога, но и удаление, бегство от Бога. Согрешив, человек бежит от Небесного Отца, отсекает себя от Церкви, от семьи Божией. Он больше не разделяет радости дома Божия. Следующие глаголы являются характерными при описании греховных действий: "удаляюсь", "не имею части", "теряю", "лишаюсь". Итак, грех - это не только беззаконие, преступление закона Божия, но и то, что отсекает и отчуждает человека от Бога и от тела Церкви.

И там расточил имение свое, живя распутно.

В далекой стране блудный сын промотал имение своего отца, то есть расточил дары Божий. Мятеж, бегство, удаление от тела Церкви, расточение своих природных сил, жизнь во блуде - вот путь греха.