Мейендорф Иоанн, прот.-БРАК В ПРАВОСЛАВИИ-Содержание -Введение-Иудаизм и Новый Завет-Древняя Церковь и римское право -Брак

В плотской любви, помимо ей одной присущей ценности, Бог даровал этому миру часть Своего всемогущества: человек творит человека, новая душа входит в мир.

Полнота жизни

Человек может войти в структуру этого мира только через свою семью.

Ни мужчина, ни тем более женщина не обладают в браке никакой властью друг над другом. Насилие над волей другого, хотя бы совершенное во имя любви, убивает саму любовь. И тогда возникает вопрос: надо ли подчиняться такому насилию, раз в нем кроется опасность для самого дорогого? Бесчисленное количество несчастных браков наблюдается именно от того, что каждая сторона считает себя собственником того, кого любит. Отсюда почти все трудности в браке. Но величайшая мудрость его скрыта в том, чтобы дать полную свободу тому, кого любишь: наш земной брак - подобие брака небесного (Христа с Церковью), а там - полная свобода.

О женщине сказано - "немощный сосуд". Эта "немощь" заключена главным образом в подвластности женщины природным стихиям - в ней самой и вне ее. В силу этого - слабый самоконтроль, безответственность, страстность, слепота в суждениях. Почти ни одна женщина не свободна от этого, она - раба своих страстей, своих антипатий, своего "хочется". Только в христианстве женщина может стать равной мужчине, подчинив высшему началу свой темперамент, приобретая благоразумие, терпение, правильное суждение и мудрость, потому что в этих условиях возможна ее истинная дружба с мужем.

Как грустно и неполно существование девушки и какая полнота существования у женщины. Никакой любовный роман не может заменить брака. В любовном романе люди являются в пышности, в расцвете, но это не они сами, а их призрачная, приукрашенная действительность, где жизнь каждого из двух - непременно поза, хотя бы простительная и невинная.

Только брак может даровать человеку полноту познания другого человека - это чудо ощущать, осязать видеть другую личность так же неповторимо и единственно, как и познание Бога. По этой причине можно сказать, что до брака человек как бы скользит над жизнью, наблюдая ее со стороны, и только в браке погружается в самую жизнь, входя в нее через другую личность. Это наслаждение истинным познанием и истинной жизнью рождает то чувство завершенной полноты и удовлетворенности, которое делает нас богаче и мудрее.

Дети

Но эта полнота приобретает еще большую глубину в том, что двое, согласных и объединенных людей, дают начало третьему - своему ребенку.

Здесь-то и появляются непредвиденные трудности: вместо всеобъемлющей полноты обнаруживается взаимное непонимание, протесты и почти неизбежное отделение ребенка от нас. Двоица не может стать совершенной троицей. Почему так устроено? Что это, неминуемая неудача? И можем ли мы предпринять что-либо со своей стороны для предотвращения подобного? Тот, кому мы дали жизнь, есть частичка нас самих - наша плоть и кровь и душа. В ребенке мы узнаем наши собственные привычки и склонности - откуда же тогда появляется это всеразрушающее противоречие?

Я думаю, что добрая супружеская пара произведет на свет доброго ребенка, который продолжит свое дальнейшее развитие по законам совершенства. Но если у супругов существует какой-то неразрешенный конфликт как противоречие, ребенок будет отпрыском этого противоречия и продолжит его. Если супруги, находясь в антагонизме, примирятся только внешне и не пойдут по пути завоевания новых высот, это, несомненно, отразится и на их ребенке.

Другое пояснение: в ребенке вместе с душой и телом, полученным от нас, существует и нечто новое, иное, индивидуальное и существенное - единственная и неповторимая личность со своим собственным путем в жизни.

И потому при воспитании самое важное для детей - видеть своих родителей живущими напряженной внутренней жизнью.

Семейные проблемы