Мейендорф Иоанн, прот.-БРАК В ПРАВОСЛАВИИ-Содержание -Введение-Иудаизм и Новый Завет-Древняя Церковь и римское право -Брак

Философия семейных ссор: чаще всего они - результат упреков жены в адрес мужа, может быть и заслуженных (гордость). Но их необходимо выслушать хотя бы для того, чтобы обнаружить первопричину этих ссор, которые часто происходят от страстного желания жены видеть своего мужа лучше, чем он есть на самом деле, а также от ее идеалистической настроенности. В таких случаях жена начинает стыдить своего мужа, а он в свою очередь упрекает ее. Женатый мужчина особенно склонен к тому, чтобы опираться на эмпирические факты. Жена старается отклонить от этого своего мужа, она ждет от него большего.

В этом смысле семейные раздоры, как это ни странно, являются доказательством того, что уже дает брак (а не только того, что ожидается в будущем): и в том новом человеческом существе, в которое слились двое, жена играет роль совести.

Вот почему ссоры между близкими людьми даже полезны - потому что в огне ссоры сгорает весь мусор обид, недоразумений, накопившихся иногда за долгое время. И после взаимного объяснения и исповеди наступает чувство полной ясности и спокойствия - все выяснено, ничего не тяготит. Тогда высвобождаются именно способности души и, входя в общение друг с другом, договариваются до удивительных вещей, достигается полное единодушие, единомыслие.

Любовь - это праздник

В браке праздничная радость первого дня должна продлиться на всю жизнь; каждый день должен быть праздником, каждый день муж и жена должны быть новы и необыкновенны друг для друга. Единственный путь для этого - углубление духовной жизни каждого, постоянная работа над собой.

Брачная любовь - это такая драгоценность, и потерять ее так ужасно - а иногда она исчезает из-за пустяков. Нам следует направить все свои мысли и усилия к сохранению и упрочению этой любви (не забывая о ее божественном характере). Все остальное придет само собой.

План поучения о броне

Тезис: Брак - благословенное Богом учреждение: Кана Галилейская, плодитесь и размножайтесь (Быт. 9, 1), таинство брака брачная церемония. Все во благо.

Антитезис: Хорошо вам оставаться, как я (1 Кор. 7, 8); сто сорок четыре тысячи девственников, которые были искуплены от земли и не осквернились с женами (Откр. 14, 3-4); скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царствия Небесного (Мф. 19, 12); отсутствие святых, прославленных за семейные добродетели.

Синтез: Все это осуществлено ради нашей пользы, ради нас всех, зараженных грехом, включая и состо-ящих в браке: Адам и Ева сотворены до падения; "Песнь Песней"; евангельская символика: "брачный пир", жених и невеста - Христос и Церковь, Тайна сия велика (Еф. 5, 32).

Приложение 3.

Каноническое право, Литургическая практика

КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО