Kniga Nr1043

О. Виктор. Да. Хотя человеку по ошибке ума кажется, что невозможно отказаться от себя, от своих желаний, привязанностей: он не сможет жить. Но это не так. Когда человек живет Богом, отдает свою жизнь Богу, он не перестает быть личностью. Наоборот, тогда он становится вполне личностью.

А. Тихомирова. Мы, как правило, прислушиваемся к мнению о себе окружающих. Если кто?то живет не для себя, отдавая все другим, его считают «со сдвигом», дурачком.

О. Виктор. Мудрость мира сего заключается в том, чтобы брать, а мудрость духовной жизни, Божественной, заключается в отдаче. «Вы отдали – и этим вы богаты. Но вы – рабы всего, что жаль отдать».

А. Тихомирова. Но чтобы так жить, надо это понять душой, принять. А как?

О. Виктор. Как это понять? Если человек реально, а не умозрительно считает себя сыном Божьим, то он сознает: все то духовное и материальное богатство, которое творит Бог, принадлежит ему. Как и в обыкновенной жизни, дети – наследники владений своих родителей. Читая молитву «Отче наш», мы называем Бога своим Отцом. Значит, это реальные отношения. Следовательно, мы реально чувствуем Бога как источник жизни, у которого все есть. Одной женщине я говорил: «Ты миллиардерша, у тебя все есть – дача, яхта, квартира в Лондоне…» Она отвечает: «Батюшка, вы шутите». Я сказал: «Нет, это серьезно. Ты сознаешь, что у Бога все это есть? Что это все – Его?» – «Да, – отвечает, – это все Ему принадлежит». – «А раз ты – Его чадо, тебе принадлежит все, что сотворил Господь». Она говорит: «Почему тогда Господь все это мне не дает?» – «Значит, тебе все это не нужно».

А. Тихомирова. А ведь хочется.

О. Виктор. Да, хочется ребенку взять в руки и нож, и спички, и бензин, и устроить дома на ковре костер. А мама не дает. У Бога ошибок нет. Он не ошибается. Это человек ошибается. Когда мы говорим: Бог ошибся, забыл обо мне, – мы приписываем Ему то, чего у Него нет. Навязываем Ему свои психологические свойства. Бог – Совершенство.

А. Тихомирова. Значит, помочь ребенку стать счастливым – это не воспитать у него бойцовские качества и крепкие локти, а помочь научиться жить с Богом?

О. Виктор. Да. Самое главное – передать ребенку жизнь. Ведь воспитывать – не значит читать мораль. Воспитывать – это питать. Жить так, чтобы твоя жизнь учила его. Как целительный воздух оживляет человека, так и живя чистой, хорошей жизнью, человек приобретает навык чистоты, добра. Конечно, дитя не живет ни своим умом, ни своими чувствами. Он живет умом и чувствами родителей. Это не значит; что у ребенка нет своего ума, своих чувств – они еще не развиты. И родители должны сделать все возможное, чтобы потенциал добра развить, а не заглушить. Дать не какие?то жизненные схемы, а научить жить органично.

А. Тихомирова. Если родители живут обманом, в каком?то грехе, это ведь не скроешь от детей, правда? Атмосфера в доме заражается.

О. Виктор. Дети очень чувствительны, многое понимают не разумом, а другим способом. Эту атмосферу зла, нечистоты они ощущают как отравленный воздух, которым трудно дышать. Поэтому становятся неспокойными, раздражительными. Зло, нечистота не могут рождать в ребенке мир, радость, тишину. Они разрушительны.

А. Тихомирова. То есть, создавая счастье своего ребенка, надо начать с себя?

О. Виктор. Да. Если мы хотим помочь человеку, любому человеку, мы должны начать с себя, то есть дать пример. Жить, ничего не навязывая. Это очень важно.

А. Тихомирова. А если ребенок ленится, не хочет учиться, как удержаться от нравоучительных «надо», «должен»?