Преподобный Макарий Великий, Египетский-Собрание рукописей типа 3-ПОУЧЕНИЯ-Оглавление-Поучение 1. Каково устроение

8. Приступим же к Нему, к духовным Вратам, и будем стучаться, чтобы Он открыл нам; будем молить у Него хлеба жизни, скажем Ему: дай мне, Господи, хлеба жизни, чтобы жил я, ибо, страшно теснимый голодом зла, погибаю. Дай мне одежду из спасительного света прикрыть срам души моей, потому что в наготе, без одежд силы Духа Твоего, постыдно я в своих страстях безобразен. И если Он скажет тебе: имел ты одежду, что сделал с нею? – отвечай: разбойникам попался я в руки, и, раздев догола, они бросили меня едва живым, а снятую с меня одежду унесли (Лк10, 30). Дай мне обувь духовную, ибо умопостигаемые тернии и шипы рвут мне ноги, в пустыне заблудившись, идти не могу. Дай мне сердечное зрение, чтобы я прозрел; раствори взор сердца моего, ибо ослепили меня невидимые враги мои, покрыв покровом тьмы, и не могу поглядеть на Твой небесный и желанный лик. Дай мне духовный слух, ибо глух мой разум и услышать не могу твою сладостную и благую речь. Дай мне елея радости (Пс 44, 8) и вино веселия духовного (Пс 103, 15), чтобы я полил им свои и раны и смог немного передохнуть. Излечи меня и верни мне здоровье, ибо, избив меня до полусмерти (Лк10, 30), враги мои, жестокие грабители, бросили меня бессильного на земле. Блаженна душа, которая всегда без уныния с постоянством и с верою просит как нищая и израненная, потому что моление ее будет принято и она получит вечное исцеление и избавление и отомстит врагам своим, греховным страстям; ибо верен обещавший Бог, и Он исполнит прошения наши (Рим 1, 26; Евр 10, 23). Слава благости Его.

9. Как начальник в городе, разгневанный, выступает против злодеев и заговорщиков, и если кто ограбленный грабителями или ворами обратится к нему и скажет: "Прошу тебя о помощи, враг мой ограбил меня и причинил насилие и ранил меня, и то-то и то-то мне сделал", то, воссев в суде, начальник быстро разыскивает врага и злодея и, найдя, казнит его мучениями и наказаниями, – так могут люди получить и помощь свыше и отмщение, приходя к Господу, обращаясь и настоятельно взывая к Нему. Ибо Он в силах поднять и мысленную землю души, утонувшей в море страстей, горечи и мрака злых сил, и сделать ее выше того моря, – но только той души, которая верует обетованиям Его и любит и по-настоящему призывает Его и всегда надеется на совершение в ней силою Духа полного избавления от страстей через беспредельную любовь Его. Слава величию Его во веки веков. Аминь.

Поучение 17. Об испытаниях.

1. Строющие на песке строение своего сердца и принявшие на каменистую землю жестокого сердца семя Слова истинного основания в себе не имеют и не могут выдержать испытания потеснениями лукавого; у них нет терпения перенести все постигающие их беды и они не в силах устоять перед нападениями и искушениями злых духов, преследующих их за искание Царства. У подобных людей намерения такие: если-де, говорят они себе, сразу не получу духовную благодать, то отступлюсь, устоять мне невозможно: терпеть долгое время не могу; если же получу, то устою. Такой и получив не устоит, потому что мужественно переносить потеснения не может, как раз к этому себя заранее и не приготовив. В самом деле, разве после получения благодати уже нет борьбы, уже нет тесноты, уже не подымаются бури лукавым? Наоборот, тогда еще больше испытаний, тогда великие труды, тогда великие возмущения. Соразмерно благодатным успехам души подступают и искушения лукавого; и настолько попускается сила зла испытывать душу, насколько душа в силах претерпеть. А люди, о которых сказано выше, пришли служить Господу как бы за плату, как сторонние и чужие, а не верные домашние слуги берутся работать и угождать хозяину в его доме. Первые и не трудившись уже требуют себе платы, когда следовало бы им как должникам и добрым и верным слугам своего Господа и волей и неволей самих себя принуждать к доброму и прекрасному служению по заповедям Христовым и ко всегдашнему и неотступному богоугождению, независимо от того, получили они уже какой дар от Него или еще нет; и следовало бы им рассудить, что-де Хозяину моему обязан я по доброй воле всегда служить и угождать, так что дает ли Он мне благодать Духа Своего или еще не дает, не оставлю своего пути и своего служения, насколько есть во мне силы, и от надежды на Господа моего не отступлюсь (ибо истинен Обещавший), и обязан всегда Его благодарить сверх уже бывшей благодарности, Ему принадлежать и Ему подчиниться и всего промышления Его удостоиться и принять ради Него весь этот образ жизни усилия и борьбы: Он может и благодатью Своей наполнить меня, ибо верен и истинен, и обещанное подаст, если я до конца в терпении сохраню веру и всей своей силой буду держаться всех добродетелей.

Больше того. Человек, который рассудит так: "Кто я такой и какого достоинства удостоюсь, даже и призвав Имя Его на себя, когда я во всем оказываюсь нехорош? Если же потерплю и по доброй воле буду угождать Ему до конца со всем усилием и послужу Ему во всей добродетели, то Он, будучи благим и справедливым, рано или поздно совершит обещанное Им, ибо неложен Он; да если и геенне захочет предать меня в наказание за мои грехи, я не оставлю Его и от любви к Нему не отступлюсь, как блаженный Иов говорит: "Даже если убьешь меня, не оставлю Тебя и от непорочности моей не отступлюсь" (Иов 27, 5), – такой человек как верный раб и добрый домоправитель, показавший преданность одному лишь своему хозяину, много потрудившийся и претерпевший и не упустивший ничего из благого служения во всех добродетелях, правый и чистый, становится наследником жизни, потому что не как за плату приступал к служению и угождению, но с решимостью отдал себя до конца на испытание и на благоугождение своему Господину, и за то удостаивается духовного усыновления и становится наследником Царства. Пастырь добрый, говорит Господь, полагает жизнь свою за овец (то есть борется за Царство и хранит свою душу), даже до смерти отдает себя; а наемник, не пастырь, если увидит приходящего волка (то есть тесноту и испытания), отступается и бежит (Ин 10, 11-12) – бежит от службы Божией и от соблюдения сердца своего в святых заповедях.

2. Так потрудимся в надежде и вере и всяческом долготерпении, чтобы отдать себя Господу совершенными, держась всех заповедей и исправляя себя всяческим благим образом, и Он Свои обетования скоро исполнит среди нас, ибо неложен Он, лишь бы как верные и доверенные слуги по доброй воле с неослабным старанием и исполнили все служение Ему и тогда, удостоившись благодати и приобретя в своем сердце истинное основание, силу Духа, мы сумеем перенести все искушения и скорби и, управляемые Духом и безупречные, сделаемся достойны вечных благ во веки веков. Аминь.

Поучение 18. О Божией непостижимости и о душе.

1. Увидевший и нашедший домохозяина увидел и нашел все, что есть в его доме. Таким же образом ищущий и находящий Господа нашел все небесные блага; ибо в Нем сокрыты все сокровища премудрости и знания (Кол 2, 3). Но чего ищем мы? Где Бог невидимый? Может быть, на земле? Или в небесах? Или на дне моря? Или под землей? Кто может Им овладеть или Его увидеть? Уж конечно не что-то сотворенное. Только душе верной и любящей Его допустил Он овладеть Собою, так возлюбил Он (Ин 3, 16) это Свое творение, душу. Опять же и душу кто может увидеть или овладеть ею? Какая она? Среди видимых вещей ее нет. Сам человек себя не знает, пока Господь ему не откроет. Ибо куда он не залетает помыслами? Как говорит Предусмотреть: "бездну и сердце кто исследует?" (Сир 48, 18; 1, 3); и псалмопевец о том же говорит: "Бездна бездну призывает" (Пс 41, 8). Один Бог имеет силу собрать помышления души и овладеть ею во исполнение Своей воли. А душа Богом овладевает, как сказано, любовью своею; Сам Господь Своей волей дает овладеть Собою верной душе. И Бог привлекает душу к Себе и всеми помыслами ее правит и ведет и изгоняет примесь чуждого ей мирского духа. Потому что от преступления Адамова весь человеческий род принял в свое естество, в душу и тело, горькое снадобье смерти, мрака и греха, склонившись к прегрешению, и никто не может излечить и изгнать болезнь и исцелить человечность и умертвить мертвящего нас, как только Божий Дух: вот, говорит Писание, "Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" (Ин 1, 29). Но поскольку присущее человеку зло знает Того, кто Один имеет силу умертвить его, то он расслабляет и разжижает ум, обращенный к каким-нибудь мирским делам или даже к иным похвальным, чтобы отвлечь его от искания и от труда: оно понимает, что быстро погибнет, если позволит душе искать того, что его умертвит. Так или иначе, зло всячески силится расшатать решимость воли и подсовывает благовидные предлоги, лишь бы от Господа отвлечь человека и сбить с пути и смутить гордыней, чтобы он уже не искал Мертвящего грех. Но мы, возлюбленные братья, будем всегда в вышнем мире иметь нашу цель, наше борение и наш труд, ни на час не давая себе послабления, и ни в малом, ни в большом деле не послушаем советов зла, чтобы в нас не прекращалась духовная и существенная работа, убивающая присущий нам порок. Ибо тысячи слов не приносят никакой пользы, нужда существенная духовная работа. И одно дело слушающий слово и приободряющийся, но другое – осязаемо чувствующий в себе работу силы Божией, через которую убивается грех. Одно дело – знающий, другое – имеющий. И первое тоже хорошо; но чувствующий на деле работу Божией силы приближается и приобщается к Божественной природе, по слову Писания: чтобы вы сделались причастниками Божеского естества (2 Петр 1, 4); и имеющий в себе семя Божие (1 Ин 3, 9) становится причастником Духа Святого (Евр 6, 4), будучи уже как бы теперь сыном истины (1 Ин 3,19).

2. Но только Бог имеет силу овладеть душой и направить ее помышления (как предупреждая сказали мы выше), другому же это сделать невозможно. Где, в самом деле, душа? Вот, она вся в теле и вся вне тела, думает о будущем, рассуждает о еще не бывшем. Достойная и верная, она телом на земле, а разумом в небесах; равно и у грешника она на земле телом, а вне его в отдаленнейших краях совершает злое. И достойная, телесно пребывая на земле, на небесах гражданствует разумом (Фил 3, 20), и сущий в небесах Господь образ Свой вложил в тело ее. Слава величию Его, так возлюбившего род человеческий (Ин 3, 16). Кто может сгустить водянистость молока в единство и плотность, кроме как положивший в него закваску? Так и душу, рассеянную помышлениями и по природе тварную, кто может облегчить и возвести в небеса, а ее помыслам придать связь, твердость и единство, если Дух Божий, став как бы крылами, не придаст душе летучесть и не поднимет ее над природой и не сплотит помышления в единый боговдохновенный помысел? "Ожирело, – говорит Пророк, – как тук сердце их" (Пс 118, 70). Два жирения он тут разумеет: души, жирующей в Боге и плотнеющей в благодати вышнего мира, и души, жиреющей во зле, плотнеющей в веке сем и всецело отдающейся злу: как эти плотнеют и отвердевают во зле, так те плотнеют и утверждаются в Господе. Как страна птиц есть воздух, в котором они живут, так помышления и ум грешников: они томятся в стране темной и беспросветной, всегда пребывая с лукавыми духами в своих злых помыслах; там они ходят и там обитают. Равно и ум и помыслы праведных в стране жизни, в светлой стране Духа укореняются и там движутся и там уже сейчас пребывают, предаваясь всегда благим и небесным созерцаниям. Потому-то сказал Господь: "И больше сих дела сотворит Сын, так что вы удивитесь" (Ин 5, 20; 14, 12), – бессмертные и непреходящие дела жизни для души и ума верующих, служащие им тропой и опорой в их помыслах. Новую землю света и новое небо Духа (Апок 21, 1) и, словом, новый мир, вечное Царство уготовал Он, куда увел принявшие и возлюбившие Его души из страны смерти и от духов темной злобы, среди которых обращались их помышления, – в страну жизни и света святых духов, где находит для себя опору ум и где движется мысль, перенесшаяся в жизнь вечную из смерти. Господь обещал сотворить такие "дела больше сих", каких еще не было, потому что в явленном мире уже было всякое создание, – горы, леса, облака, небо, солнце, звезды, луна, люди, животные, воды, море, реки и весь порядок вещей уже были. Эти новые и вечные дела означают перемену и здоровье души и исцеление вечное и из Духа построенные вечные строения, которые Он даровал достойной и верной душе. Призовем же Господа и будем ожидать Его с несомневающейся верой, чтобы в нас совершалась существенная работа Святого Духа, убивающая грех, и чтобы уже сейчас, очищенные и освященные, мы стали бы достойны небесного Царства в Иисусе Христе Господе нашем, Которому слава и Чья держава во веки веков. Аминь.