Преподобный Макарий Великий, Египетский-Собрание рукописей типа 3-ПОУЧЕНИЯ-Оглавление-Поучение 1. Каково устроение

Как мгла накладывается на воздух, так и сила сатаны наполнила сердца (потомков) Адама, и дым (этой силы) окутал все произволения их. Однако есть и возлюбившие Истину, которые, несмотря на сей дым, усердно стараются противостоять (лукавому) и подвизаться; но не тотчас же достигают они благой части, а лишь преодолев длинное ристалище и многие борения. И таковые (подвижники) суть более достойные (перед Богом), чем не вступающие в духовную брань.

Равным образом, многие (братия), достигнув краткого отдохновения (от брани) и возросши в благодати, превозносятся и преисполняются чванством; они считают, что уже достигли свободы, и называют себя совершенными, — их-то и похищает порок так, что они не ведают об этом. Ибо ничто так не губит род христианский, как превозношение: ведь и змий ввел в заблуждение Адама, (пообещав ему, что люди) будут, как боги (Быт. 3, 1-5). Но Божественное несовместимо с превозношением. Поэтому отличительной приметой христианства является следующее: когда ты видишь (человека) алчущего, жаждущего, труждающегося, нищего духом (Мф. 5, 3), смирившегося пред лицом своим, взыскующего (Бога) непрестанно ночью и днем — (то знай, что) такой человек стоял в истине (Ин. 8, 44). Наоборот, если кто пресытился и ни в чем не нуждается, или если кто богатствует, то он принадлежит лжи, как говорит (Апостол): «Вы уже пресытились, вы уже обогатились» (1 Кор. 4, 8). И еще говорится: «Горе вам, пресыщенные» (Лк. 6, 25) мира сего, — это говорится и тем, кто почитает себя чем-нибудь (Гал. 6, 3). Богу же слава!

Поучение 2. О воскресении мертвых; о том, что каково приобретение души здесь на земле, тьма или свет благодати, то въяве обнимет ее при воскресении

1. ВОПРОС. Воскресающие тела Адама воскресают пред Божеством обнаженными, или же имеют на себе покровы и питаются иной пищей, защищаясь одеждой и насыщаясь таким же образом, как и здесь (ибо живущих в веке сем мужчин и женщин нужда заставляет облачаться в одежды, прикрывать срам свой и насыщаться гниющей пищей)? Уже совоск-ресшие (с Христом, освободившиеся) от земного разложения и вернувшиеся к изначальной целостности (своей), нуждаются ли они в этом?

ОТВЕТ. (Уподобление земной жизни) кажется мне неподобающим и неразумным, ибо мы знаем, что вся красота и благоустроенность творения уничтожается и расторгается, а земля уже не приносит плодов для насыщения тела и преходит небо со всем миром его. Откуда будет доставляться пища людям и из чего будут изготовляться одеяния для них во время Суда Господня, когда (уже сейчас) расторгаются зримые (вещи)? Разве не ясно, что будущее дается (нам) как нечто иное и превышающее эти зримые (вещи)? Впрочем, (и там) нужно быть облаченными (в одежды) и насыщаться. Если израильтянам была дана в пустыне манна, необычная и чуждая естеству, — поскольку написано: «Хлеб ангельский яде человек» (Пс. 77, 25), — то тем более Бог даст в будущем веке людям пищу и покровы, непривычные для естества их. Отсюда те, которые принимают «залог Духа в сердца» (2 Кор. 1, 22) свои и небесное сокровище; те, которые (уже) ныне носят одеяния славные и небесные; те, которые сеют в землю сердца (своего) семя небесное и духовное, — они, несомненно, и (в здешней жизни) вкушают от славы тела. Ибо ныне сокрытая и обитающая в душе красота Божия проявится при Воскресении, покроет (собой) и прославит внешнее тело вечным Светом. Необходимо, чтобы ум, (проявивший себя) здесь досточтимым, услышал благую весть и ему был явлен Дух Божий, а вслед за этим будет сопрославлено (с ним) и тело. Ведь Бог, уже в нынешней жизни покрывая славой душу и делая ее (готовой) к тому, чтобы быть поглощенной огнем Его в чаемое время, покрывает (славой) и тело; Он явит это тело «сообразным славному телу Его» (Флп. 3, 21), даруя ему там, наконец, покой, яства и одеяния небесные и нетленную ангельскую деятельность.

2. (Обращаясь) к зримым вещам, (можно сказать), что свое дело у ночи и свое у дня. Лукавы ночные деяния: ночью совершают злодеи беззакония, ибо под покровом тьмы они безбоязненно строят свои козни, воруют, блудят и прелюбодействуют, никем не изобличаемые. Дневные же деяния светлы и суть дела праведные и благочестивые, ибо все, совершаемое при свете, «есть свет» (Еф. 5, 13) и делается пред Богом. Поэтому свершающие ныне многое беззаконие утаиваются (здесь), словно в ночи, но потом «все же обнаруживаемое делается явным от света» (Еф. 5, 13). Ведь ныне собирающие урожай лукавого в сердца свои и сочетающие ум свой с постыдными делами его спешат скрыть и утаить лукавые деяния свои, но не могут ускользнуть от (ока) Божиего, «ибо все обнажено и открыто» для Бога и «Ему дадим отчет» (Евр. 4, 13). Мрак, ныне покрывающий душу и сердце, в тот (Судный) день омрачит и покроет также тело, поскольку оно поглотится темным лоном лукавого; а добрые дела праведных «воссияют, как солнце» (Мф. 13, 43), ибо ничто не сможет сокрыть их. Как плодоносные деревья, зачав внутри себя плоды соответственно течению времени, уже не могут в надлежащую пору скрывать заключаемое в них и, благодаря некой влекущей и жизненной силе, производят плоды, (годные) для насыщения; как посаженное семя прежде в незримом чреве земли пускает корни, зачинает и, возросши таким образом, пробивается наружу и является на поверхности земли, возрастает, поднимается стеблем, созревает полным колосом и производит (вновь) семя; и каким образом молодой побег виноградной лозы, приводимый в движение сначала внутри (нее), зачинает, являет зачатый плод и дает вино в (надлежащую) пору, — так и христиане, ныне посеянные и ныне взращиваемые в небесном винограднике, пустившие сладчайшие корни в землю сердца, не смогут сокрыть (своих) плодов, но зачатое внутри них в день Воскресения озарит и тело, возрадует и возвеселит его. И дела грешников (также) становятся явными. Подобно тому, как целомудренная дева, впавшая в блуд, зачавшая и старающаяся сокрыть это, не может утаить зловонной распущенности (своей), ибо растущий в чреве ее зародыш, достигнув совершенства утробного возрастания, рождается на свет, изобличая беззаконие роженицы, так и зачинающие в сердце своем грех, которым предстоит родить чад беззакония, не могут избежать в тот (Судный) день ужасного и неописуемого огня, ибо души и тела их обречены на осуждение.

3. Поэтому предметом (наших) стремлений (должно быть) следующее: в краткое время сие должны мы ревностно добиваться того, чтобы быть достойными принять в сердца свои и собрать в них Святой Дух Божий и чтобы через Него и тела наши в тот день облачились бы в славу и покой; дабы восстановил Он их в веке новом и нетленном, сотворив для них «новое небо и новую землю» (Откр. 21, 1) и новые светила, и даровал им (их) собственный образ и все «обетованное наследие» (Евр. 9, 15). Удостоившиеся этого суть «драгоценные камни» (1 Кор. 3, 12) и отборные жемчужины пред лицом Божества, ибо неподдельные камни называются драгоценными, а также «орлами» (Мф. 24, 28) и «голубями» (Мф. 10, 16). А Зодчий-Христос разрушает мрачные строения лукавых помышлений, о которых говорится: «Ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия» (2 Кор. 10, 4-5), — ибо они с ревом вторгаются в наши сердца, словно в пустыню. Разрушив же их, (Господь) полагает в основание Свой камень и, прикатывая другие камни (я имею в виду помыслы естества), возводит здание (Свое) вплоть до высот небесных, соединяя (его) с Телом Христовым и сочетая со строением святых апостолов. Из двух сущностей составляется Божие здание: сначала Господь возводит внутреннего нашего человека в строение Тела Своего, Ангелов, святых и совершенных духов, а затем Он снисходит долу, к земным вещам, укрывается во (временной) скинии, сколоченной здесь для Него, выбирая то место, где Он и бывает.

4. Как чувственные очи видят зримое солнце, так и очами души должно зреть умный Свет «Солнца Правды» (Мал. 4, 2). Как ласточки зимней порой укрываются, не в силах перенести злых ветров и суровой стужи, а весной, когда мягкий и спокойный воздух своим теплом согревает всю землю, они возвращаются, влетают в собственные обиталища, в дома людей, безбоязненно поселяются в них, вьют здесь гнезда, выводят птенцов и наполняют их щебетом своих естественных голосов, — так и Господь, приходя в дома сердец наших, наслаждается покоем и живет там, а когда приходят бури, свирепая зима и тьма, то там светятся лучи Его сладчайшего Солнца, наполняя все, и тогда глубокий мир вселяется в это жилище. Итак, весной, когда тепло солнца приближается к земле и дольше задерживается на ней, земля расцветает и пробуждается вместе со всеми плодами и растениями. Виноградники, дубовые рощи и нивы покрываются свежей зеленью листьев и яркими цветами. Плодоносят и бессловесные животные, они производят на свет из чрева своего детенышей, так рождаются ягнята и появляются чада у прочих тварей с беззлобными и бесхитростными сердцами. И все, что незадолго до этого пребывало в печали и унынии, было неподвижным и бесплодным, преображается и приходит в движение, плодоносит и питается. Ибо земля освобождается от сковывающего ее холода, светится разнообразными растениями и травами; пустынные горы облачаются в свежую зелень, теряя свою дикость, все источники наполняются притоком (новой) воды, изливая сладостную и прозрачную влагу; всякий род птиц и четвероногих животных радостно и с восторгом преображается в эту приятную и благостную пору и, щедро насыщаемый, ликует.

5. Все это суть отображения духовных и мысленных вещей. Ибо бесплоден ум, связанный и скованный ужасным мраком и суровыми ветрами, и сильны помыслы, попавшие в рабство скорби; многие мысли, чуждые естеству, входят в такой ум, и каждая мысль его зла, будучи от сатаны. Но «во время посещения» (Иер. 10, 15) Святого Духа происходит преображение и превращение — ум начинает порождать и плодоносить из земли сердца духовные плоды, а колючие растения, ограды и лукавые бесы расторгаются силой Святого Духа. И само сердце начинает пробуждаться, зачинать небесное семя и возделываться истинным Земледельцем. Многий покой и мир (воцаряются) там, и блаженны те, которые призреваются и возделываются Святым Духом. Как голуби кружатся около окон и находят (там) себе гнездо, так и праведные кружатся около славы Тела Христова для обретения упокоения — ибо «где будет труп, там соберутся орлы» (Мф. 24, 28). Господу слава!

Поучение 3. О распятии Господнем и о терпении