Kniga Nr1052

• подвижная, нечетко фиксированная внутренняя структура группы, выстраиваемая и регулярно изменяемая по усмотрению лидера. Назначение и снятие с различных постов происходит вне зависимости от реальных знаний, умений, навыков и опыта кандидатов, но по желанию лидера;

• лидер сам принимает участие в рекрутировании последователей и развивает с ними высоко личностные отношения;

• последователи НРД выражают приверженность в первую очередь не вероучению или культовой практике группы, но ее лидеру.

141 Bird F. Charisma and Leadership in New Religious Movements // The'Handbook on Cults and Sects in America / Ed.: D. G. Bromley, J. K. Hadden Greenwich-London : JAI Press inc., 1993. Vol. 3. Part. A. S. 75—92; Gebhardt W. Kirche zwischen charismatischer Bewegung und formaler Organisation. ReligiOser Wandel als Problem der soziologischen Theoriebildung // Institution, Organisation, Bewegung. Sozialformen der Religion im Wandel. Hrsg.: M. Kruggeler, K. Gabriel, W. Gebhardt. Opladen : Leske+Budrich, 1999. S. 101—119.

97

По конкретной форме своего воплощения выделяются следующие типы харизматических лидеров с наиболее характерными для них формами НРД142:

• мудрец — интерпретирует уже существующие и открывает новые знания (секты, культы);

• посредник — распространяет уже существующую религиозную традицию (секты);

• предсказатель — интерпретирует и предвещает будущее, как правило, грядущие катастрофы и концы света (культы);

• пророк — возвещает новые откровения либо от своего лица, претендуя на собственную божественность, либо от лица Бога (культы);

• реформатор — видоизменяет и реформирует существующую религиозную традицию (секты);

• святой — обучает практике изобретенных им новых либо развитых им старых техник духовного развития, самосовершенствования и самопознания (секты, культы).

Рутинизация харизмы. Вебер подчеркивал глубокую, внутреннюю неустойчивость харизматического лидерства и разработал в соответствии с этим теорию «рутинизации харизмы». Ученый утверждал, что с момента полагания харизмы в виде какой-либо социальной структуры, даже очень подвижной, сама харизма в чистом виде начинает умаляться и исчезать, т. е. начинается процесс рутинизации харизмы. Появление любых форм структуры неизбежно начинает оказывать давление на харизму и все движение в целом в сторону их всесторонней институализации. Увеличение строго фиксированных норм и правил, рационализация структуры в целом и отдельных структурных взаимосвязей в частности значительно упрощает управление организацией, повышает ее шансы на выживание в долгосрочной перспективе, открывает возможность планирования ее развития, уменьшает напряжение с окружающим обществом и т. д. Постепенно происходит радикальная трансформация всех сторон ее жизнедеятельности и замена личной харизмы, так называемой институализированной харизмой.

Сопротивление процессу рутинизации практически всегда приводит к распаду харизматического движения сразу после смерти его лидера или, не редко, еще при его жизни. Поэтому в

ii2Wach J. Religionssoziologie. Tubingen : J. С. В. Mohr, 1951. S. 387—422; Bird F. Charisma and Leadership in New Religious Movements // The Handbook on Cults and Sects in America / Ed.: D. G. Bromley, J. K. Hadden. Greenwich-London : JAI Press inc., 1993. Vol. 3. Part. A. S. 75—92.

98