Kniga Nr1052

Целью данного учебного пособия является оказание помощи студентам в понимании изучаемых в спецкурсе тем и в работе с необходимой для этого литературой. Пособие включает в себя краткое изложение основных проблем, вопросов и теорий сектоведения. Прилагается список литературы, изучение которой будет способствовать не только глубокому усвоению материала лекций, но и позволит ознакомиться с некоторыми проблемами и вопросами сектоведения в рамках спецкурса, напрямую им не затрагиваемыми.

Новое религиозное движение — в дальнейшем НРД.

3

Существует мало областей в социологии религии, представляющих больший интерес, чем сектантство.

Питер Бергер

1. СЕКТОВЕДЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

В современном сектоведении не существует единого подхода к анализу феномена НРД. Научные и научно-популярные издания, СМИ все чаще превращаются в арену бурных дискуссий о корректности и эффективности тех или иных методов исследования нетрадиционной религиозности. В данном курсе лекций для систематизации всего многообразия подходов к НРД используется переработанная и дополненная автором типология школ сектоведения, изначально предложенная Айлин Баркер2. Так, все общественные организации и частные инициативы, научно-исследовательские учреждения, церковные группы и правозащитные центры, профессионально или любительски занимающиеся изучением деятельности НРД, условно можно отнести к одной из пяти школ сектоведения. Каждая школа исходит из специфических допущений относительно сектантства в целом, использует уникальные методы его изучения и преследует определенные цели, далеко не всегда включающие в себя необходимость достижения глубокого понимания феномена сект.

I. Противокулътовая (от англ. counter-cult), или конфессиональная, школа сектоведения занимается критикой учения, религиозных практик и деятельности НРД с позиций вероучения традиционных религий мира либо с точки зрения какой-либо идеологии. В первом случае это богословы и миссионерские центры, защищающие основы вероучения своей Церкви и изобличающие построения сект с позиций их вредности для духовного

2 Barker E. Watching for Violence. A Comparative Analysis of the Roles of Five Types of Cult-Watching Groups // A paper presented at The 2001 International Conference «The Spiritual Supermarket: Religious Pluralism in the 21st Century» 19-22 April, 2001. S. 1-18.

4

развития человека. Во втором случае это представители политических партий, критикующие секты за их несоответствие основным положениям их идеологии. Сравнительный критический текстовый анализ лежит в основе методологии противокульта. Главная его цель состоит в предохранении последователей своей организации от чужеродных влияний и ухода в иные религиозные и политические группы. Соответственно основная аудитория, на которую направлены работы этой школы, включает в себя членов и адептов той религии или идеологии, с позиций которых ведется критика НРД.

Противокультовая школа стоит у истоков сектоведения и уходит своими корнями в древнюю христианскую апологетику. Формирование методов противокультовой школы можно проследить со св. Иринея Лионского, в 180-189 гг. н. э. написавшего книгу «Против всех ересей».

В зависимости от величины объема объекта критики эту школу можно разделить на три основные направления: