Kniga Nr1052

• Состояние традиционных религий. Одна из основных аксиом сектоведения гласит: чем сильнее традиционные религии на территории какой-либо страны, тем слабее НРД и наоборот. Утверждается наличие прямой зависимости между увеличением влияния и распространения традиционных религий в обществе и уменьшением количества всех форм нетрадиционной религиозности в этом же обществе. При этом основной тон задают не секты и культы, а традиционные религии, на которые из-за этого и ложится основная ответственность за степень влияния НРД в обществе. Кроме того, известно, что жесткая монополия какой-либо религиозной организации влияет не только на уменьшение количества НРД в регионе, но и на укрепление и внутреннюю деструктуализацию тех из них, которые все же выдерживают внешнее

См. выше типологию Старка и Бэинбриджа.

51

давление. Абсолютная монополия в религиозной сфере в современном мире не возможна. Важно также отметить, что тотальное усиление традиционных религий всегда влечет за собой увеличение форм внутрицерковного сектантства.

• Размер и структура окружающего общества. Исследования влияния величины и структуры общества на степень «успешности» НРД показали, что секты и культы намного проще! основать в больших городах, имеющих также множество потенциальных членов, однако наибольшие шансы на успешное развитие, достижение статистически значимого количества последователей и на оказание эффективного влияния на окружающее их общество НРД имеют только в небольших населенных пунктах70. Известно, что чем сильнее социальные связи индивида о окружающим его обществом, тем менее вероятен его уход в НРД. В небольших населенных пунктах даже минимальный прирост организации быстро приводит к значимому для данного поселения количеству последователей, и соответственно к появлению способности всей группы влиять на окружающее общество в целом. Однако начало и сам процесс вербовки новых членов там сильно осложнен из-за наличия множества социальных связей у местного населения, которое к тому же чаще всего весьма недоверчиво относится к «чужакам» и «инакомыслящим», пытающимся изменить традиционный уклад их жизни. С другой стороны, даже огромный процентный прирост группы в большом городе практически никогда не приведет ее к статистически значимому количеству последователей, несмотря на то что городские) жители наиболее подвержены уходу в секту.

• Институты государственной власти. Чем сильнее воздействует НРД на окружающее общество в целом и чем большее | количество последователей оно имеет, тем существеннее влияние различных институтов государственной власти на его развитие. Подавляющее большинство сект и культов представляют собой небольптие организации, рождение, развитие и исчезновение которых остается незамеченным в обществе. Разрастание структуры и увеличение количества последователей НРД неизбежно) привлекает к ним внимание государства. Последнее либо стремится внести в структуру и вероучение НРД необходимые по-

70Stark К, Bainbridge W. S., Lynne R. The Arithmetic of Social Movements:! Theoretical Implications // R. Stark, W. S. Bainbridge The Future of Religion. Secularization, Revival and Cult Formation. Berkeley : University of) California Press, 1985. S. 346—365.

52

правки и изменения, полностью нивелирующие возможные угрозы со стороны данной группы для государства и общества, либо просто пытается полностью уничтожить секту или культ. Первый вариант свойственен для так называемых демократических обществ (например, давление правительства США на мормонов с целью отмены их учения об отдельном политическом царстве Бога на земле; суды в США против саентологии из-за саентологического проекта «Белоснежка», включавшего в себя внедрение саентологов в государственные структуры и спецслужбы США с целью выкрадывания документов)71. Последний вариант свойственен для обществ закрытого типа (например, преследования ахмадия в Иране или фалуньгун в Китае).