Walter Martin

Психологические факторы

Одной из принципиальных проблем при понимании движения адвентизма седьмого дня является проблема психологической мотивации и основы этой процветающего вероучения фанатиков.

I. Ранние проблемы

С самого начала к адвентистам большинство христиан евангелистских конфессий относились с мрачным подозрением, в основном из-за того, что адвентисты предполагали Пришествие Христа до конца тысячелетия тем самым, поставив себя в оппозицию к господствующим религиозным учениям о Втором Пришествии после окончания тысячелетия. “Великое разочарование 1844 года” и крах движения миллеритов естественным образом привели к окончательному утверждению хилиазма. Некоторые авторы того времени рассматривали “ожидающих” “странными”, доходя до открытого обвинения в ереси, и окрестили “адвентистами” всех, кто придерживался этого учения. Это представляется особенно интересным, когда мы увидим, что хилиазм является признанным богословским учением в наши дни, и кто придерживается обратных позиций считаются “странными” уже для самих “ожидающих”.

Таким образом, адвентизм начался с двух больших психологических проблем: они вызывали неодобрение у традиционных христианских конфессий, а также и миллеритов, от движения которых они, по существу произошли и с которыми были публично унижаемы за ошибки в хронологических расчетах. Эти два фактора, а также и постоянные насмешки со стороны других богословских школ объединили адвентистов в сплоченную группу, с устойчивой защитной реакцией к мотивам и намерениям других христиан.

Более того, адвентисты были связаны друг с другом “особой истиной” о Втором Пришествии. Они были убеждены, что они обладают провозглашенным для мира великой “вестью последнего дня”. Позднее мы расскажем, как это отношение расширило пропасть между адвентистами и христианами других конфессий так, что здесь достаточно отметить, что адвентисты рассматривали себя как “остаток людей”, выбранный Богом для возрождения “преданных забвению” истин христианского учения. Исполненные горячего фанатизма выполнить свою миссию, они стали объектом серьезного непонимания со стороны других христианских конфессий, которые не были согласны с версиями насчет подходящего дня для богослужения, состояния человека после смерти и “нелицеприятного суда”.

Вовлеченные в открытый конфликт с христианами практически всех конфессий адвентисты отступили за “специальный щит” презирая то, что они называли “некоторые противоречивые тенденции в современном христианском богословии”. Они занимали определенную точку зрения об ответственности каждого человека перед законами Божией морали, что, очевидно, привело к “навешиванию” к ним ярлыка “галатионистов” или “законников”. Сейчас, как мы увидим, нет ни малейшего сомнения в том, что тогда в адвентизме имел место и остается по сей день дух “законничества”, как и в некоторых других христианских церквах; но когда мы рассмотрим психологические факторы, присутствовавшие на ранних этапах развития адвентизма, то увидим, что некоторые из них все еще свойственны и нашему времени, их реакция будет вполне понятна, хотя с трудом оправдываема.

Конечно, упомянутые ранее “преданные забвению истины” сделали мало друзей адвентистам среди остального христианского мира в основном из-за того, что эти “истины” были зачастую представлены таким образом, который скорее вызовет реакцию отрицания, нежели желания рассмотрения. Адвентисты седьмого дня много раз печально доказывали истинность старой пословицы “Не то, что мы говорим, но то, как мы говорим, является причиной успеха того или иного дела”.

II. Скрытое имя