Walter Martin

Хотя аргументы Николь представляются вполне разумными, параллели в данном случае неуместны. Господь Иисус Христос сотворил множество чудес в присутствии народа и открыто учил в Храме, как Он Сам объявил об этом Каиафе (Ин. 18,20). И сопоставление мотивов адвентистов с действиями Господа нашего Иисуса Христа является немногим более того, что я могу себе позволить.

Действительно, существует множество ложной информации об истории и учении адвентизма, но также можно проследить и нередкие неудачные заявления в их собственных публикациях. Хотя другие конфессии, тоже отчасти являются виноватыми в определенной степени в сложившейся ситуации, однако сами адвентисты заняли устойчивую позицию в стороне основного потока христианского сообщества, чему едва ли можно позавидовать. Они должны пройти свою “вторую милю” на пути к приобретению уважения к своей организации.

Очевидно то, что из- за недоверия и трудностей начального этапа благодаря “особым истинам” вести о Пришествии и пренебрежению определенных сфер богословской науки, адвентисты приобрели некую психологическую травму и были вынуждены объединиться в против остального христианского мира. Другие конфессии, безусловно, способствовали такому затворническому поведению бесконечным повторением различных слухов о миллеритах. Эти факторы должны быть тщательно и беспристрастно изучены, если мы хотим понять сущность адвентизма седьмого дня.

АДВЕНТИСТСКОЕ БОГОСЛОВИЕ И ОРТОДОКСАЛЬНАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ДОГМАТИКА

В течении многих лет движение адвентистов седьмого дня не имело подробного печатного сборника, где бы была адекватно изложена их доктрина. Отдельные аспекты адвентизма освещены, в работах Ф.Д Николь, Л.Е Фрума и Эллен Г. Уайт, которая является “вдохновенным комментатором” “восприемником сообщений” для адвентистской церкви.

Кроме короткого заявления о фундаментальных основах в ежегоднике адвентистов, средний последователь этого движения испытает большие затруднения при объяснении спорных богословских вопросов в рамках учения адвентизма. Даже выражения Эллен Г. Уайт были в некоторых моментах такими расплывчатыми, что могли бы привести в уныние даже самых преданных ее последователей. Как результат, в 1957 году генеральная конференция адвентистов седьмого дня выпустила полное и определенное объяснение их вероучения в издании “Вопросы по доктрине”.

Эта книга открыто представляет теологические основы и доктрину, которым, по словам лидеров движения, они всегда были привержены. Члены других конфессий могут использовать эту книгу как на надежный источник для того, чтобы понять то, что сами адвентисты определяют как “позиция нашего учения в сфере церковной доктрины и интерпретации пророчеств”12.

Не может быть никакого сомнения, что существует множество спорных заявлений в публикациях адвентистов о некоторых элементах теории этого движения и истолковании пророчеств, некоторые из которых явно противоречат классическому православному богословию; но эта ситуация не является присущей адвентистам с тех пор, когда образовались различные христианские конфессии, в большинстве случае достаточно весомые, которые стали источником постоянного смущения, поскольку выдавали свои собственные интерпретации вероучения данной конфессии как точку зрения самой конфессии.

Таким образом было бы несправедливо цитировать только адвентистских авторов, как представляющих “позицию нашего учения в сфере церковной доктрины и интерпретации пророчеств”, даже если их труды во многих областях можно квалифицировать как адвентистское учение. Должно объективно подойти к вопросу, что представляет собой адвентистское вероучение как богословская наука, и признать, что богословы адвентизма седьмого дня знают лучше, чем неадвентистские ученые различные хитросплетения и выводы, которые они желали бы принять как выражение философии их церкви.

Данный раздел состоит из двух частей, каждая из которых содержит изложение официальной позиции адвентизма в определенных аспектах этого вероучения, подкрепленное цитатами из “Вопросов о доктрине”. Читатель имеет возможность тщательно взвесить заявления церкви адвентистов седьмого дня, представленные ее генеральной конференцией - единственного полномочного органа, представляющего официальную позицию адвентизма. Она заявила изначально и подтвердила впоследствии о бесспорной правомочности “Вопросов о доктрине”, как точного изложения вероучения адвентизма. До того времени, как это стало ясным, недвусмысленным и авторитетным свидетельством для противоположной стороны, мы должны раскрыть в этой книге саму доктрину адвентизма. Положения данной доктрины мы будем представлять вместе с их библейской оценкой.

Необходимо показать в длинном ряду фактов, что адвентизм седьмого дня четко придерживался основным догматам христианского богословия, которые были сохранены Христианской церковью с апостольских времен. Доктор Энтони Хоекема, который утверждал, что адвентизм седьмого дня является нехристианским культом, сделал следующее интересное допущение и, поскольку доктора Хоекему сложно обвинить в приверженности к адвентизму, то и данное допущение вряд ли можно назвать предвзятым: “... Я с уверенностью могу сказать, что адвентизм седьмого дня является культом не евангелистского направления....С удовлетворением можно отметить, что в учении адвентистов седьмого дня делает некоторый акцент на тексты Священного Писания. Мы благодарны адвентистам за подтверждение незыблемости Библии, Святой Троицы и божественной природе Иисуса Христа. Мы выражаем благодарность их учению о создании и провидении о воплощении и воскресении Христа, о абсолютной необходимости перерождения, о освящении Святым Духом и о скором Пришествии Христа”13.

Это является для меня загадкой как студента не христианской культовой системы, как любая религиозная группа, придерживающаяся вышеуказанных положений в их изначальном библейском контексте, который признает сам доктор Хоекема, может быть названа нехристианским культом! Впрочем, мы рассмотрим данный аспект критики адвентизма в конце данной главы. Таким образом, можно сказать, что адвентисты имеют чистую “больничную карту”, в которой находят свое отражение главные христианские догматы.